По соображениям дидактики требуется более
подробное обоснование некоторой обобщенной и в
то же время специфической
"научно-технической" периодизации
(хотя может быть использована укрупненная
общеисторическая периодизация).
Основной момент рассуждений
- возникновение науки (классического
естествознания). В зависимости от того, как
исследователями понимается основное содержание
науки, так соответственно и принимается время ее
возникновения.
Если под наукой понимать деятельность по получению и обработке знаний, то начало этого процесса лежит в доцивилизационном периоде, в каменном веке, т.е. около 2 млн лет назад, если науку воспринимаем как форму общественного сознания, как появление доказательного вида знания, то время ее возникновения - Древняя Греция, V в. до н.э.; наука как социальный институт - Новое время XVI-XVII вв., когда появились работы И.Кеплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея, И.Ньютона, когда возникло Лондонское королевское общество, Парижская академия наук; наука как система ретрансляции знаний, как система подготовки кадров, как интеграция исследовательской деятельности и образования - середина XIX в., это связано с деятельностью немецких естествоиспытателей В.Гумбольта, Ю.Либиха и др.; и наконец если считать науку непосредственной производительной силой общества, то время возникновения - вторая половина XX в.
Основные критерии выделения науки:
экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом);
теоретическая форма представления научного знания с логико-математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием (демаркация с религиозно-мистической и мифопоэтической формой);
наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значениями и смыслами обыденного языка).
Можно выделить два крупных периода - это предыистория науки и собственно история.
В предыстории можно выделить этапы: архаико-мифологический; доксографический; ранней формы научности; ритуально-рецептурный.
В исторический период входят: классическая наука (XVII - XIX вв); неклассическая наука (конец XIX - середина ХХ в); постнеклассическая наука (с середины ХХ в.). В особый этап может быть выделено время современных концепций развития науки - с 60-х годов ХХ в. В таком описании речь идет о естествознании и технике, однако выделяемые этапы неплохо коррелируются с основными этапами развития гуманитарного знания.
Приводимая ниже таблица - это приблизительная
схема основных периодов в истории развития науки
и техники, рассматриваемых в данном курсе. Периодизация
- достаточно условный, но важный
профессиональный прием структурирования
фактического исторического материала в
хронологической последовательности, наибольшую
трудность представляют выбор и обоснование
критерия периодизации. Увы, такого критерия
для общей истории науки и техники нет. (Правда,
если мы возьмем в качестве исследовательской
проблемы соотношение (взаимоотношение) науки и
техники в их историческом развитии, то критерий
найти нетрудно, но, как очевидно, это "другая
история".)
Существует немало
периодизаций развития физики, химии,
биологии, астрономии, авиации, космонавтики
и т.д., развития паровозов, велосипедов и
всего того, что создано руками и умом человека.
Очевидно, что все эти периодизации разные, не
совпадающие друг с другом. Это нормальная
ситуация. Если по каким-то причинам возникает
необходимость преодолеть эту ситуацию, то
нередко прибегают к синхронистическим
хронологическим таблицам, где проблема
периодизации становится не существенной, однако
при этом пропадают представление о целостности
отдельных периодов.
В данном курсе,
поскольку предметом рассмотрения является
мировое развитие науки и техники, представляется
допустимым и оправданным использование
самой общей исторической периодизации.
ДОЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
от 40 тыс. лет до н.э -
до 4 тыс. лет до н.э.
Палеолит
40 тыс. лет до н. э. - 12 тыс. лет до н.э.
Мезолит
12 тыс. лет до н.э. - 7 тыс. лет до
н.э.
Неолит
7 тыс. лет до н.э. - 4 тыс. лет до
н.э.
ПЕРИОД ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 4 тыс. лет до н.э. - V век н.э.
Энеолит
3 тыс. лет до н.э. - 2 тыс. лет до н.э.
Бронзовый век
2 тыс. лет до н.э. - 1 тыс. лет до
н.э.
Железный век
С сер.1 тыс. лет до н.э.
Древняя Месопотамия
4 тыс. лет до н.э. -
рубеж нашей эры
Древний Египет
4-3 тыс. лет до н.э. - рубеж
нашей эры
Древняя Индия
3 тыс. лет до н.э. - рубеж
нашей эры
Древний Китай
2 тыс. лет до н.э. - рубеж
нашей эры
Древняя Месоамерика
XV-XVII век н.э.
Эпоха критской культуры
2 тыс. лет до н.э. - 1200 г. до н.э.
Эпоха минойской культуры
XVI-XV вв. до н.э.
Эпоха микенской культуры
XVII-XI вв. до н.э.
расцвет XV-XIII вв. до н.э.
Этрусская эпоха
I тыс. лет. до н.э. - V в. до н.э.
ЭПОХА АНТИЧНОСТИ
Древняя Греция
Гомеровский период
IX-VIII вв. до н.э.
Архаический период
V-IV вв. до н.э.
Классический период
V-IV вв. до н.э.
Эпоха эллинизма
IV-I вв. до н.э.
Древний Рим
Царский период
VIII-VII вв. до н.э.
Раннереспубликанский период
VI-III вв. до н.э.
Позднереспубликанский период
III-I вв. до н.э.
Период империи
с 31 г. до н.э. - V в. н.э.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
V - XVII вв.
Раннее средневековье
VI - IX вв.
Средний период
X - XI вв.
Классическое средневековье
XII - XV вв.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
XIV - XVI вв.
Раннее
XIV - XV вв.
Высокое
XV - XVI вв.
Позднее
40-е годы XVI в.- первые годы XVII в.
СЛАВЯНСКАЯ ДРЕВНОСТЬ
V - IX вв.
КИЕВСКАЯ РУСЬ
IX - XII вв.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в.
ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII в.
ВЕК ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
XIXв.
СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ
НАУКИ Вторая половина XIX в. -10-20 -е годы XX
в.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
Первая половина XX в.
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
50-60 -е годы XX в.- начало XXI
в.
Периодизация
развития общества с точки зрения приобретения,
накопления знаний, освоения технологий
производства, орудий труда.