Уже тогда, когда Данте
создавал свою гениальную работу, появились силы,
угрожавшие целостности той космической
структуры, которую он воспевал. Это было
обусловлено развитием технического прогресса. В
частности, в Италии уделялось особое
внимание развитию техники, появилась новая
профессия гражданского и военного инженера.
Эти люди имели дело с практическими задачами,
которые требовали и практического их решения.
Одним из самых знаменитых людей своего времени
был, безусловно, Леонардо да
Винчи.
Гениальный художник,
он тщательно изучал анатомию человека с тем,
чтобы быть достоверным в своих картинах. Как скульптор
он усовершенствовал трудоемкий процесс
изготовления изделий из
металлического литья. Будучи режиссером-постановщиком
театра он изобрел сложнейшее оборудование для
сценических эффектов. Леонардо-изобретатель
создал массу технических приспособлений для
хозяйственных и военных нужд.
Влияние античной
философии в то время не так легко было
преодолеть, но уже поднималась волна здорового скептицизма.
Первым серьезным ударом
для традиционного восприятия мира,
предложенного античными учеными, было открытие Нового
Света в конце XV в. Птолемей, величайший
астроном и географ, утверждал, что существуют
лишь три континента: Европа, Африка
и Азия. Христианские схоласты школы Св.
Августина в дальнейшем приняли этот
постулат, так как в противном случае, люди должны
были бы ходить вверх ногами как антиподы. И Птолемей, и Св.
Августин, и многие другие ученые не были
правы. Освоение новых территорий дало импульс
изучению математики: богатство и слава ожидали
тех, кто смог превратить навигацию в
реальную и надежную науку.
Возрождение в
целом стало эпохой высокой интеллектуальной
активности, в ходе которой произошло полное
переосмысление античного наследия. К трудам Аристотеля, считавшимися
фундаментом средневековой науки, добавились
переводы работ Платона
с его представлением о математической гармонии, Галена с его
экспериментами в области физиологии и анатомии,
а также Архимеда,
показавшего как теоретическая физика может
применяться вне традиционных философских рамок.
В ходе поисков новых
памятников античности было найдено большое
количество рукописей, изучение которых дало
значительный импульс развитию науки эпохи Ренессанса.
Одним из итогов такого
развития стала идея о том, что при помощи науки и
техники человек может
заставить природу служить ему. По сути это
совпадает с современной точкой зрения на роль
науки, но такой взгляд характерен только для западной
цивилизации.
Теории, изложенные в
античных рукописях (например, в трудах
легендарного Гермеса
Трисмегиста), имели и другое, более узкое
влияние. Как теперь стало известно, приверженцы
этого направления, вдохновленные мистическим
учением поздних трудов Платона,
воспевали Солнце как
источник света. Живший в XV в. Марсилио Фичино,
переводчик Платона и Гермеса, составил трактат о Солнце,
возвышавший это светило до уровня божества.
Молодой польский студент Николай
Коперник, приехавший в Италию на рубеже XVI в., был вдохновлен этим
учением. Вернувшись в Польшу, он начал работать
над проблемами астрономической системы Птолемея. С благословения
церкви, где он формально служил в качестве
каноника, Коперник
приступил к усовершенствованию астрономических
инструментов, при помощи которых производились
такие важные расчеты, как определение даты Пасхи
и других праздников.