Возрождение

 

        Уже тогда, когда Данте создавал свою гениальную работу, появились силы, угрожавшие целостности той космической структуры, которую он воспевал. Это было обусловлено развитием технического прогресса. В частности, в Италии уделялось особое внимание развитию техники, появилась новая профессия гражданского и военного инженера. Эти люди имели дело с практическими задачами, которые требовали и практического их решения. Одним из самых знаменитых людей своего времени был, безусловно, Леонардо да Винчи.
        Гениальный художник, он тщательно изучал анатомию человека с тем, чтобы быть достоверным в своих картинах. Как скульптор он усовершенствовал трудоемкий процесс изготовления изделий из
металлического литья. Будучи режиссером-постановщиком театра он изобрел сложнейшее оборудование для сценических эффектов. Леонардо-изобретатель создал массу технических приспособлений для хозяйственных и военных нужд.

        Влияние античной философии в то время не так легко было преодолеть, но уже поднималась волна здорового скептицизма.

        Первым серьезным ударом для традиционного восприятия мира, предложенного античными учеными, было открытие Нового Света в конце XV в. Птолемей, величайший астроном и географ, утверждал, что существуют лишь три континента: Европа, Африка и Азия. Христианские схоласты школы Св. Августина в дальнейшем приняли этот постулат, так как в противном случае, люди должны были бы ходить вверх ногами как антиподы. И Птолемей, и Св. Августин, и многие другие ученые не были правы. Освоение новых территорий дало импульс изучению математики: богатство и слава ожидали тех, кто смог превратить навигацию в реальную и надежную науку.

        Возрождение в целом стало эпохой высокой интеллектуальной активности, в ходе которой произошло полное переосмысление античного наследия. К трудам Аристотеля, считавшимися фундаментом средневековой науки, добавились переводы работ Платона с его представлением о математической гармонии, Галена с его экспериментами в области физиологии и анатомии, а также Архимеда, показавшего как теоретическая физика может применяться вне традиционных философских рамок.

        В ходе поисков новых памятников античности было найдено большое количество рукописей, изучение которых дало значительный импульс развитию науки эпохи Ренессанса.

        Одним из итогов такого развития стала идея о том, что при помощи науки и техники человек может
заставить природу служить ему. По сути это совпадает с современной точкой зрения на роль науки, но такой взгляд характерен только для западной цивилизации.

        Теории, изложенные в античных рукописях (например, в трудах легендарного Гермеса Трисмегиста), имели и другое, более узкое влияние. Как теперь стало известно, приверженцы этого направления, вдохновленные мистическим учением поздних трудов Платона, воспевали Солнце как
источник света. Живший в XV в. Марсилио Фичино, переводчик Платона и Гермеса, составил трактат о Солнце, возвышавший это светило до уровня божества. Молодой польский студент Николай Коперник, приехавший в Италию на рубеже XVI в., был вдохновлен этим учением. Вернувшись в Польшу, он начал работать над проблемами астрономической системы Птолемея. С благословения церкви, где он формально служил в качестве каноника, Коперник приступил к усовершенствованию астрономических инструментов, при помощи которых производились такие важные расчеты, как определение даты Пасхи и других праздников.