Подъем греческой науки совпал с усилением
римского владычества в Средиземноморье. Римляне
высоко ценили греческое искусство, литературу,
но наука и философия не пользовались
популярностью и были сведены до весьма низкого
положения. Даже такой поклонник всего
греческого, как оратор Цицерон,
использовал достижения греческой мысли как
доказательства правильности традиционных
римских путей развития, а не в качестве
источников новых идей.
Дух независимого
исследования был чужд римскому разуму, и поэтому
развитие научного прогресса несколько
приостановилось в то время. В римских
энциклопедиях научное наследие Греции
излагалось в сжатом виде. Энциклопедии
создавались скорее как развлекательное чтение,
чем образовательное.
Типичным выразителем
таких взглядов был аристократ Плиний
Старший, живший в I в. н.э.
Его "Естественная история"
представляла собой многотомное и бессистемное
собрание научных работ в сочетании с мифами.
В период своего расцвета
Рим объединял множество народов, каждый из
которых имел свои обычаи, язык и религию. Но более
сильной религией оказалось христианство.
Раннее христианство, пытаясь понять, какие из
накопленных человечеством знаний можно
использовать в своем учении, столкнулось с явным
противоречием. С одной стороны, рассуждения и
доводы древних философов были ловушкой и
заблуждением, которые могли увести в сторону
простодушных и неосторожных. С другой стороны,
невозможно было обратить в новую веру умных и
образованных, если идеи христианства не будут
присутствовать в терминологии и доводах
философских школ. Прежде чем ранние христиане
сумели это понять, они уже были вовлечены в
пучину метафизических дискуссий, которые имели
непосредственное отношение к физике. Например,
какова природа Иисуса с чисто физической точки
зрения? Как могло получиться так, что кто-то один
мог иметь две различные сути, как их имел Иисус?
Такие вопросы показывают, насколько важным было
знание воззрений греческих мыслителей на
природу вещества для тех, кто создавал новую
религию.
Античные знания не
погибли с падением Рима и нашествием племен
германских варваров на Западную Европу. В
монастырях тщательно переписывались труды
древних мыслителей и ранних христиан, которые
сохранились для потомков. Византийская
империя оставалась довольно могущественной
и продолжала традиции античности. В течение
тысячелетия, последовавшего за падением Римской
империи, здесь появилось мало оригинальных
работ, но сохранились античные тексты и знание
древнегреческого языка. Так образовался
бесценный источник, из которого в более позднее
время ученые Запада черпали свои знания.