НАУКА В ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
Когда пала Восточная
Римская империя, традиции античной науки не были
забыты. В VII в. арабы заложили
основы исламской империи. Они относились к
античной науке как к бесценному сокровищу. Коран
- священная книга мусульман - провозгласила
медицину искусством, близким к Богу. Считалось,
что астрономия и астрология дают человеку
возможность узнать волю Бога.
Контакт с индуистской математикой и
требования, выдвигаемые астрономией, дали стимул
к изучению чисел и геометрии. Греческая
медицина, астрономия и астрология, математика
наряду с фундаментальными философскими трудами Платона и, в особенности, Аристотеля к концу IX в.
стали составной частью исламской культуры. Арабы
не стремились остановить процесс ассимиляции.
Они критиковали и вносили новшества в систему
знаний. Развитию астрономии и астрологии в
исламском мире способствовало сооружение
крупных астрономических обсерваторий,
позволявших вести точные наблюдения и проверять
учение Птолемея.
Числа - еще одна область,
привлекавшая умы мыслителей. Это привело к
созданию алгебры (от арабского
"ал-йабр") и изучению алгебраических
функций.
НАУКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Противоборство
средневекового христианства и ислама
выражалось, в основном, в военных крестовых
походах в Испанию и на Святую Землю, а также в
теологии. Результатом этой конфронтации стало
возвращение античной науки на Запад. В Испании
мавры были постепенно оттеснены к югу от
Пиренеев, а среди сокровищ, оставленных ими, были
переводы на арабский язык трудов греческих
ученых и философов.
В 1085 г. христианское войско взяло
Толедо, где находилась одна из самых богатых
мусульманских библиотек. Среди воинов были и
монахи-христиане, которые немедленно приступили
к переводу книг античных авторов на латинский
язык. К концу XII в. основная часть
античного наследия снова стала доступной для
Запада.
Это было время
технического прогресса. Достижения,
которые имели место тогда, с современной точки
зрения, кажутся незначительными. Но в то время
были изобретены подковы и хомут,
которые резко повысили эффективность
использования силы лошади.
Изобретения коленчатого
рычага, стягивающих скоб и бура,
тачки, несущих опор позволили
сооружать величественные готические соборы.
Усовершенствование механизма зубчатой
передачи, водяного колеса и
создание ветряных мельниц
способствовали эффективному использованию этих
источников энергии.
Пиком изобретений стало
создание в XIV в. часового
механизма.
Большой прогресс техники
говорит о том, что средневековая Европа без
предрассудков относилась к практическим
знаниям, но все же научные знания смогли найти
применение лишь в немногих областях.
Наука рассматривалась
как способ понимания деяний Творца и его сути.
Наилучшим образом это проявилось в
средневековых работах в области оптики.
Книга Бытия гласит, что Свет был одним из первых
творений Господа. Ученый-клерикал Роберт
Гроссетест, живший в XII-XIII вв.,
считал свет первым созидательным импульсом. По
мере своего распространения свет создавал
пространство и материю, а затем, вернувшись из
глубин космоса, якобы, постепенно затвердевал,
образуя небесные сферы.
Понимание законов
распространения света должно было помочь понять
суть мироздания.
В процессе изучения
природы света возникали и новые проблемы,
которые исследовались и подвергались критике
как самостоятельные аспекты. Например, что
представляет собой радуга? Средневековые
исследователи догадывались, что это явление
связано с наличием в воздухе дождевых капель, и
они попробовали переместить радугу с небес в
свои кабинеты. Возможность понять природу радуги
можно получить путем моделирования условий,
характерных для ее возникновения.
Исследователи заменили
дождевые капли полыми стеклянными шариками,
заполненными водой, что позволило им свободно
изучать такое явление.
Достоверные выводы о
природе радуги могли быть получены лишь в том
случае, если удастся доказать аналогию между
дождевыми каплями и шариками, наполненными
водой. При этом использовались такие доводы, что
природа по сути своей проста (т.е. управляется
несколькими общими законами) и что похожие
явления имеют похожие причины возникновения.
Именно такая сущность может быть у объекта,
созданного разумным и благожелательным
божеством, таким образом, принятое допущение
можно считать обоснованным.
Средневековые философы,
как показывает приведенный выше пример, не
собирались повторять то, что говорили античные
авторы, и рассматривали их работы с критической
точки зрения. Как правило, интенсивность критики
зависела от того, насколько важной была та или
иная проблема с точки зрения религии. Это
относится, например, к проблеме движения.
Средневековые философы внимательно изучили все
аспекты движения, поскольку понятие движения
имело широкое применение в теологии.
В качестве
доказательства существования Бога Фома
Аквинский использовал изречение Аристотеля о том, что все,
что движется, должно иметь источник, который
сообщает ему это движение. В отсутствие этой
божественной силы наличие любого движения
приводит к постоянному ослабеванию предыдущих
движений, давших ему импульс.
Необходимо подчеркнуть,
что в средние века явного конфликта между наукой
и религией не было. Тот же Фома
Аквинский говорил, что Бог создал и
священное писание, и книгу природы. Руководящим
принципом природы ученый считал разум,
т. е. качество, которым наделил ее Бог, создав
человека по своему образу и подобию. Священное
писание представляет собой откровения, хотя
некоторые положения требуют пояснений, так как
они не совсем ясны или трудны для восприятия. Две
книги, имеющие одного автора, не могут
противоречить друг другу. Короче говоря, наука и
писание идут рядом. Тесное объединение и
взаимопроникновение науки и религиозной теории
заложило основу для конфликта. Богословы будут
отстаивать религиозную сторону учения,
ученые - научную, пытаясь при этом
перекинуть между ними мост, который не нужен ни
той, ни другой стороне.
Огромным достижением
средневековой науки было слияние науки,
философии и теологии в единое целое. Это
можно проследить на примере одной из величайших
средневековых поэм, "Божественной
комедии" Данте.