До сих пор кажется непонятным, почему древние
греки, жившие в обособленных
городах-государствах на относительно скудной и
достаточно отдаленной территории, освоили такие
области знаний, о которых, например, население
бассейнов рек Янцзы, Тигра, Евфрата и долины Нила,
имели весьма отдаленное понятие или даже вообще
не догадывались. Между Древней Грецией и другими
цивилизациями была масса различий, но самое
разительное лежало в области религиозных
взглядов. Поражало то, что по сравнению с
Месопотамией и Египтом, они были незрелыми. Обе
великие цивилизации разработали теологические
учения, которые позволяли ответить на
большинство глобальных вопросов относительно
места и роли человечества. Греческая религия
этими проблемами не занималась. После гибели в конце II тыс до н. э. более ранней
греческой цивилизации (Микенской) Греция в
течение трех веков переживала настоящий упадок.
Все, что осталось от того времени - легенды о
богах и людях. В первую очередь это касается
великих поэм Гомера - "Илиады" и
"Одиссеи".
Если рассматривать религиозную систему древних
греков с традиционной точки зрения, которая
предполагает, что религия должна давать
последовательное и глубокое объяснение как
законам Вселенной, так и человеческим
отношениям, то, как таковая она не существовала.
Таким образом, ответов для пытливого ума такая
религия не давала.
В результате
образовалась довольно обширная область для
более глубоких и, безусловно, более убедительных
методов исследования. Так возникла философия и
ее самая древняя ветвь - наука.
По преданию, первым
натурфилософом считается Фалес
из Милета, который жил в VI в. до н. э.
Мы знаем о нем только из упоминаний в более
поздних источниках, поскольку ни один из его
трудов не сохранился. Считается, что он
предсказал солнечное затмение 585 г.
до н.э. и положил начало принципу
доказательности в геометрии, продемонстрировав
положение о том, что диаметр делит окружность на
две равные части. Он попытался объяснить все
наблюдаемые явления с точки зрения изменений
агрегатного состояния воды, которая существует в
твердом, жидком и газообразном виде. Фалес
считал, что упорядоченность и разумность мира
происходит от того, что в каждом предмете и
явлении изначально заложено божественное
начало, которое и ведет их к тому результату,
который им уготован богами. Отсюда проистекают две
характерные черты классической греческой
науки. Первая состоит во взгляде на
мироздание как на упорядоченную структуру
(по-гречески "космос" означает "порядок").
Вторая же выражается в убежденности,
что это - порядок организма, а не механизма.
Каждая составляющая Вселенной имеет свою
функцию во всеобщем порядке вещей и объектов,
движущихся к своей конечной цели, которой они
предназначены служить. Такое движение к конечной
цели называется телеологией. Эта
тенденция пронизывала все греческие, а также и
другие более поздние научные теории. Учение Фалеса - крупнейший вклад в
развитие естественных наук. Назвав определенное
вещество первоосновой всей материи, он стал
объектом критических высказываний.
Его ученик, Анаксимандр,
немедленно возразил - вода не может
рассматриваться как первостихия. Доводы были
просты: вода, как таковая, представляет собой
влагу; но ничто не может быть противоположностью
самому себе. Таким образом, если утверждение Фалеса правильно, то
противоположность влаги не может существовать в
твердом виде, это относится и ко всем твердым
веществам, встречающимся в природе. Значит,
предположение Фалеса было ошибочным. Так
родилась критическая традиция, которая
стала решающей в развитии науки.
Два века спустя после
смерти Фалеса
большинство натурфилософов приняли доктрину, в
основе которой лежали четыре элемента: земля
(холод и сухость), огонь (тепло и
сухость), вода (холод и влажность) и воздух
(тепло и влажность). Наличие этих элементов лишь
гарантировало наличие в предметах их качеств в
различных сочетаниях. Не рассматривалась форма,
которую принимали эти элементы и которая была их
основным отличием друг от друга. Проблема формы
впервые была поднята философом и религиозным
деятелем Пифагором в VI в. до н.э. Легенда гласит, что Пифагор пришел к выводу о
первичности числа, когда понял, что высота
музыкальных звуков, воспроизводимых монохордом,
находится в прямой зависимости от длины струны.
Качество (тон) превращается в количество (числа и
математическая зависимость). Так зародилась математическая
физика.
Эллинская наука
строилась на фундаменте, заложенном Фалесом
и Пифагором. Своего пика
она достигла в трудах Аристотеля
и Архимеда. Аристотель
был представителем учения телеологии.
Сам он был биологом, и его наблюдения за морскими
организмами не имели аналогов вплоть до
XIX в. Биология в своей основе имела тот же
телеологический принцип: части живых организмов
рассматривались с точки зрения их функций и
задач.
Работы Аристотеля в этой
области являлись базисом, остававшимся
неизменным вплоть до появления работ Чарльза
Дарвина. В физике роль теологии не такая
явная, и Аристотель заменил ее космическим
началом. От своего учителя Платона
он унаследовал убеждение о том, что все небесные
тела (звезды и планеты) по сути своей божественны
и, следовательно, совершенны. Поэтому они могли
двигаться только по идеальным, вечным и
неизменным траекториям, которые, по мнению Платона, представляют
собой идеальные окружности. Земля, якобы, не
имеющая божественного начала, была неподвижной и
располагалась в центре. От центра, от Земли, до
границ траектории Луны, все предметы находятся в
постоянном изменении, создавая новые формы и
снова переходя в бесформенное состояние. За
линией траектории Луны располагаются смежные
концентрические хрустальные сферы, движущиеся
вокруг осей, которые расположены под углом друг к
другу (этим объясняется своеобразное движение
планет), а источником их движения является либо пятый
элемент, которому присуще движение по
окружности, либо божественный дух,
вселившийся в эти небесные тела. Общей причиной
движения была главная, неизменная движущая сила
(Бог), располагающаяся вне космоса.
Аристотель
был способен дать разумные объяснения многим
явлениям окружающей природы посредством
постановки простых вопросов: из какого материала
состоит предмет, какую он имеет форму и как она
была получена, и что самое главное, какова его
цель. Следует отметить, что согласно учению Аристотеля, любое
самопроизвольное движение считается
естественным, и, следовательно, верным методом
исследования является наблюдение. Эксперимент
же изменяет естественные условия с целью
выявления скрытых свойств и действий предмета и
поэтому имеет неестественную сущность,
а, следовательно, не может прояснить сущность
вещей. Эксперимент не был присущ
греческой науке.
Архимедом
же проблема цели не поднималась. В первую
очередь, он был блестящим математиком. Его работы
о коническом сечении и о секторах круга
впоследствии легли в основу системы интегрального
исчисления. Однако самый большой вклад
сделан в математическую физику.
Математическая модель принципа рычага была
такой же точной, как и геометрическое
доказательство Евклида.
Знамениты и его разработки в области гидростатики.
В одной из самых крупных
областей науки подходы Аристотеля
и Архимеда были
вынуждены слиться в довольно странный альянс. С
самых древних времен астрономия была
ведущей отраслью физики, но ее никак не удавалось
свести в стройную систему. Религиозная теория Платона-Аристотеля
утверждала, что орбитами планет являются
окружности. Но когда после завоевательных
походов Александра Великого
греческой науке стали доступны наблюдения и
математические методы исследований вавилонских
ученых, астрономы уже не смогли увязать
между собой теорию и результаты наблюдений.
Ученые разделились на два лагеря: физики
принимали теорию Аристотеля
о движении небесных тел, а математики
отвергали причинные связи и сосредоточились на
создании математических моделей расчета
положений планет. Во II в. н. э. Птолемей посвятил этому
свою работу "Математическая коллекция",
более известную как "Альмагест".
Греческие ученые
внесли свой вклад не только в осмысление законов
Вселенной, но и ушли далеко вперед в области
знания человеческого тела. Догреческая
медицина полностью базировалась на
религиозных воззрениях и ритуальных действиях.
Болезнь рассматривалась как результат гнева
богов и человеческого греха, лечили ее
заклинаниями, молитвами и иными подобными
средствами. В V в. до н.э. в медицине
произошли грандиозные изменения, связанные с
именем Гиппократа.
Именно Гиппократ и его
ученики, вооруженные постулатами
натурфилософии, стали настаивать на том, что
болезнь это естественное, а не
сверхъестественное явление. Даже такие болезни
как припадки эпилепсии, которые посылались,
якобы, богами, имели естественное происхождение
для человеческого организма.
Наивысших результатов
медицина достигла в поздний классический
период. Интенсивные научные исследования
велись в Александрийском музее,
исследовательском учреждении, основанном в
Египте под влиянием греческой науки в
III в. до н.э. В частности, здесь изучалась сердечно-сосудистая,
нервная системы и мозг. Были
описаны органы грудной полости, сделаны попытки
определить их функции. Именно на основании этих
работ, а также анатомических исследований,
проведенных на обезьянах и свиньях, создал свою теорию
физиологии один из последних великих врачей
античности Гален из
Пергама. По своей сути это была триединая
система, в которой так называемые духовные силы (естественная,
жизненная и животная) проходили
естественным образом по венам, артериям и нервам,
оживляя тело. Попытки Галена соотнести терапию
со своим физиологическим учением не были
успешными, и поэтому медицинская практика
оставалась эклектичной и зависела от
выбора врача.
Оптимальный выбор
представляло собой учение Гиппократа,
выступавшее за простой и здоровый образ жизни, а
также способность организма вылечивать самого
себя.