Конструктивный эмпиризм и реалистический эмпиризм

        С.Фраассен   на фоне постпозитивистской критики  в своем "конструктивном эмпиризме" утверждает, что научная деятельность является скорее конструированием, чем открытием: конструирование моделей, которые должны быть адекватны явлению, а не открытие истины, имеющей отношение к ненаблюдаемому. Van Fraassen B.S. The Scientific Image. Oxford, 1980. P. 5 "Цель науки - дать нам теории, которые являются эмпирически адекватными; и принятие теории включает, как веру, только то, что она эмпирически адекватна". Van Fraassen B.S. The Scientific Image. Oxford, 1980. P. 12 Под "эмпирической адекватностью"  С.Фраассен имел ввиду совпадение эмпирических проявлений теоретической модели явления и самого явления. Свою позицию он противопоставляет позиции "реалистического эмпиризма" ("научного реализма"), который утверждает, что "картина мира...   является истинной картиной мира, верной в своих деталях, и сущности, постулируемые в науке, действительно существуют: наука продвигается посредством открытий, а не изобретений... Цель науки - дать нам истинную историю о том, как выглядит мир; и принятие научной теории включает веру в то, что это есть истина". Van Fraassen B.S. The Scientific Image. Oxford, 1980. P. 7-8

     Логично предположить, что наряду с рассматриваемыми С.Фраассеном "конструктивным эмпиризмом" и "реалистическим эмпиризмом", могут существовать  "конструктивный рационализм" и "реалистический рационализм". Примерами последних могут быть "линия Галилея-Ньютона" и платоно-пифагорейская традиция.