С.Фраассен на фоне постпозитивистской критики в своем "конструктивном эмпиризме" утверждает, что научная деятельность является скорее конструированием, чем открытием: конструирование моделей, которые должны быть адекватны явлению, а не открытие истины, имеющей отношение к ненаблюдаемому. "Цель науки - дать нам теории, которые являются эмпирически адекватными; и принятие теории включает, как веру, только то, что она эмпирически адекватна". Под "эмпирической адекватностью" С.Фраассен имел ввиду совпадение эмпирических проявлений теоретической модели явления и самого явления. Свою позицию он противопоставляет позиции "реалистического эмпиризма" ("научного реализма"), который утверждает, что "картина мира... является истинной картиной мира, верной в своих деталях, и сущности, постулируемые в науке, действительно существуют: наука продвигается посредством открытий, а не изобретений... Цель науки - дать нам истинную историю о том, как выглядит мир; и принятие научной теории включает веру в то, что это есть истина".
Логично предположить, что наряду с рассматриваемыми С.Фраассеном "конструктивным эмпиризмом" и "реалистическим эмпиризмом", могут существовать "конструктивный рационализм" и "реалистический рационализм". Примерами последних могут быть "линия Галилея-Ньютона" и платоно-пифагорейская традиция.