С.Фраассен на фоне
постпозитивистской критики в своем "конструктивном
эмпиризме" утверждает, что научная
деятельность является скорее конструированием,
чем открытием: конструирование моделей, которые
должны быть адекватны явлению, а не открытие
истины, имеющей отношение к ненаблюдаемому. "Цель науки - дать
нам теории, которые являются эмпирически
адекватными; и принятие теории включает, как
веру, только то, что она эмпирически адекватна".
Под "эмпирической
адекватностью" С.Фраассен
имел ввиду совпадение эмпирических
проявлений теоретической модели явления и
самого явления. Свою позицию он
противопоставляет позиции "реалистического
эмпиризма" ("научного реализма"),
который утверждает, что "картина мира...
является истинной картиной мира, верной в своих
деталях, и сущности, постулируемые в науке,
действительно существуют: наука продвигается
посредством открытий, а не изобретений... Цель
науки - дать нам истинную историю о том, как
выглядит мир; и принятие научной теории включает
веру в то, что это есть истина".
![]() |
Логично предположить, что наряду с рассматриваемыми С.Фраассеном "конструктивным эмпиризмом" и "реалистическим эмпиризмом", могут существовать "конструктивный рационализм" и "реалистический рационализм". Примерами последних могут быть "линия Галилея-Ньютона" и платоно-пифагорейская традиция.