Неопозитивисты продолжали эмпиристскую линию махизма: они искали основу знания в непосредственно воспринимаемом, преодолевали психологизм и натурализм махизма. Структуру научного знания неопозитивисты рассматривали с точки зрения аппарата и исчислений математической логики.
Логические позитивисты приняли другую, родственную махизму трактовку, которую они заимствовали у раннего Рассела: "Если атомарные факты должны быть познаваемы вообще, то, по крайней мере, некоторые из них должны быть познаваемы без обращения к выводу. Атомарные факты, которые мы познаем таким путем, являются фактами чувственного восприятия". Таким образом, "атомарные предложения" рассматриваются как "реальные атомы" знания, и все знание, в конечном счете, сводится к совокупности элементарных чувственно проверяемых утверждений. Отсюда следует эмпирико-чувственный способ верификации утверждений, а также лозунг Шлика: "Значение предложения есть метод его верификации".Из тезиса о сводимости значения высказывания к его эмпирическим условиям истинности следует, что утверждение о мире, не подлежащее эмпирической проверке, лишено познавательного значения.
В рамках логического позитивизма (неопозитивизма) происходит быстрое усложнение теоретико-познавательных конструкций за счет введения аппарата математической логики и рафинированной работы с ним. В результате, на новом витке повторяется описанная Махом ситуация отрыва философии науки (в основе которой теперь лежит логика, а не метафизика) от сообщества ученых. "Домашней философией" последних становится опять 1-й и 2-й позитивизм, а для большинства - замешанный на реализме французского материализма XVIII в. физикализм, отличающийся от лаплассовского, включением концепций поля, квантов и вероятности.