Неопозитивисты продолжали эмпиристскую
линию махизма: они искали основу знания в непосредственно
воспринимаемом, преодолевали
психологизм и натурализм махизма. Структуру
научного знания неопозитивисты рассматривали с
точки зрения аппарата и исчислений
математической логики.
Логические позитивисты приняли другую,
родственную махизму трактовку, которую они
заимствовали у раннего Рассела:
"Если атомарные факты должны быть познаваемы
вообще, то, по крайней мере, некоторые из них
должны быть познаваемы без обращения к выводу.
Атомарные факты, которые мы познаем таким путем,
являются фактами чувственного восприятия". Таким образом, "атомарные
предложения" рассматриваются как
"реальные атомы" знания, и все знание, в
конечном счете, сводится к совокупности
элементарных чувственно проверяемых
утверждений. Отсюда следует эмпирико-чувственный
способ верификации утверждений, а также
лозунг Шлика: "Значение
предложения есть метод его верификации".Из
тезиса о сводимости значения высказывания к его
эмпирическим условиям истинности следует, что
утверждение о мире, не подлежащее эмпирической
проверке, лишено познавательного значения.
В рамках логического позитивизма (неопозитивизма) происходит быстрое усложнение теоретико-познавательных конструкций за счет введения аппарата математической логики и рафинированной работы с ним. В результате, на новом витке повторяется описанная Махом ситуация отрыва философии науки (в основе которой теперь лежит логика, а не метафизика) от сообщества ученых. "Домашней философией" последних становится опять 1-й и 2-й позитивизм, а для большинства - замешанный на реализме французского материализма XVIII в. физикализм, отличающийся от лаплассовского, включением концепций поля, квантов и вероятности.