Иммануил Кант (1724-1804) вводит понятия "вещи в себе" и "явления", развивает учение об априорных формах чувственности (пространства и времени) и мышления (категории) как источниках синтетических утверждений в естественных науках. Предложенное им решение смещало проблему, лежащую в основании спора между рационализмом и эмпиризмом, в мир "вещей в себе".
И. Кант |
Знаменитые "Критика чистого разума" и последующие "критики" Канта дали мощный импульс развитию философии, в первую очередь они породили классическую немецкую философию и философию гуманитарных наук. Что же касается осмысления естественных наук, то здесь под флагом борьбы с метафизикой в середине XIX в. произошло возвращение к докантовскому периоду, к философии XVIII в. Тому был ряд причин.
В сфере философии, немецкая классическая философия подвела некоторый итог развитию метафизики Нового времени, показав, что, с одной стороны, решение Канта не является бесспорным, а с другой - что ее построения становятся все более сложными и все менее понятными для неспециалистов, к которым относится основная масса ученых. В сфере науки спокойное развитие естественных наук на протяжении XVIII-XIX вв. (за исключением последней четверти века) вполне укладывалось в простые схемы, создававшиеся на основе эмпиризма Бэкона, реализма французских материалистов XVIII в. и ньютоновского механицизма. Последний, по сути, многим заменял философию, что ярче всех выразил Лаплас.