Осмысление проблемы движения

  Средневековье сформировало принципиально новую интуицию движения - "непрерывной последовательности", упорядоченного континиума, разрушая при этом базисное понятие онтологии Аристотеля - понятие формы.

  Наиболее полно учение о движении было разработано Уильямом Оккамом (около1285-1349 гг.) (Важно отметить, что Оккам, при этом, не ставил задачи исследования собственно движения - он анализировал логическую структуру высказываний о движении, выясняя стоит ли за термином "движение" некая физическая реальность или он используется ради "изящества выражения, или краткость речи". Оккаму, а затем и Фоме Брадвардину (около1290-1349 гг.) принадлежит разделение учения о движении на динамику и кинематику.

Perpetuum mobile

Кинематика, в свою очередь, послужила предметом обширной дискуссии об "интенсии" и "ремиссии качеств" или, иначе, о "широте форм". Исходными в этой дискуссии были идеи Николая Орема (около1323-1382 гг.). В дальнейшем  оксфордскими схоластами из Мертон-колледжа (Уильямом Хейтсбери, Ричардом Суайнсхедом и Джоном Дамблтоном)   был построен математический аппарат, специально предназначенный для описания движения (математическая концепция движения). Однако этот аппарат не вводил никаких единиц измерения, которые позволили бы поставить в соответствие теоретическим величинам какие-то опытные данные ("власть" Аристотеля выражалась в запрете брать за меру одного качества (скорости) отношение нескольких величин). Поэтому при множестве тончайших различий схоластика не могла "решиться" на "элементарную" формулу V=S/t.

        Выяснение проблем причин движения, соотношения "двигатель - движимое", сопротивления (внутреннего и внешнего) движения привели к разработке теории импетуса (лат. - impetus - стремительность, напор). Вполне явственными   являются  параллели между понятиями импетуса и инерции - ключевые для механики Нового времени.

        Наиболее полно теория импетуса обсуждалась в работах известного профессора Парижского университета Жана Буридана (около 1300 - около 1358 гг.).

        Однако принципиальное отличие понятий импетуса и инерции заключается в том, что первое подразумевает наличие некой внешней причины движения, второе - что внешняя причина необходима только для изменения движения (которое является естественным состоянием тела).