Черты христианской учености

  Христианская ученость возникла в трудах ранних христианских апологетов II- III вв. как проповедническая. Целевое назначение словесной массовой религиозной проповеди обуславливало ее основные доминанты: защита и распространение христианства против язычников путем убеждения их на понятном им языке и доступной им картине мира.

В системе образования и научно - философской культуре все это формировало три основные направления:

Хроника человечества. М., 1996. С. 299.
Лекция в университете

      В конце XII - начале XIII в. наиболее популярные европейские школы стали преобразовываться в университеты.   В Средние  века  это слово не употреблялось  для обозначения учебного заведения, университеты называли  studium, что значило учебное заведение с универсальной программой, для наиболее знаменитых существовало название  studium generale. Главной задачей создания учебных заведений была необходимость профессионального (цехового) лицензирования интеллектуальной деятельности (поэтому universitas - корпорация преподавателей и студентов).

    Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было четыре факультета:

общеобразовательный   (факультет искусств); медицины; права; теологии.

   Старейшие университеты Европы   образовались в Болонье, Париже, Оксфорде, Орлеане. Позднее - в Неаполе, Тулузе и Праге.