Христианская ученость возникла в трудах ранних христианских апологетов II- III вв. как проповедническая. Целевое назначение словесной массовой религиозной проповеди обуславливало ее основные доминанты: защита и распространение христианства против язычников путем убеждения их на понятном им языке и доступной им картине мира.
В системе образования и научно - философской культуре все это формировало три основные направления:
Лекция в университете |
---|
В конце XII - начале XIII в. наиболее популярные европейские школы стали преобразовываться в университеты. В Средние века это слово не употреблялось для обозначения учебного заведения, университеты называли studium, что значило учебное заведение с универсальной программой, для наиболее знаменитых существовало название studium generale. Главной задачей создания учебных заведений была необходимость профессионального (цехового) лицензирования интеллектуальной деятельности (поэтому universitas - корпорация преподавателей и студентов).
Университеты имели различную специализацию, но, как правило, было четыре факультета:
общеобразовательный (факультет искусств); медицины; права; теологии.
Старейшие университеты Европы образовались в Болонье, Париже, Оксфорде, Орлеане. Позднее - в Неаполе, Тулузе и Праге.