Слово в средневековье

Хроника человечества. М., 1996. С. 255.

Маюскульное письмо

Хроника человечества. М., 1996. С. 255.
Евангелие из Лорша (около  810г.)

        Особое место в научном мышлении средневековья занимало слово.

        Слово теоретического языка (в отличие от естественного)  не фиксировало результаты неконтролируемой деятельности человека, а диктовало сам способ действия субъекта. Изменение слова ведет к изменению онтологической картины.

        Главной задачей схоластики было не описание того, что есть, и не проверка того, что в реальном мире соответствует тем или иным понятиям; а ее интересовала реальность - реальность, стоящая за словом. То есть познание мира не от мира к слову, а от слова к … слову.

        Схоластика не описывала мир, а строила свой понятийный универсум. Схоластика "создала"  свой особый искусственный, полуформализованный язык   ("ученую латынь"), вполне сопоставимый по уровню "теоретичности" с математикой

Das nuw Buch der rechten Kunst zu destilieren von Hyeronimus Brunschwyk, 1505.

Преподавание фармации (гравюра, 1505 г.)

     

   Каноническая схема схоластического рассуждения:

сначала приводятся аргументы против защищаемого автором тезиса, затем им противопоставляется сам тезис, который, по возможности,  подкрепляется авторитетом, вслед за этим осуществляется доказательство тезиса и опровержение выдвинутых в начале контраргументов.

        Все положения, противоречащие выдвинутому автором тезису, которые  можно  усмотреть, он обязан опровергнуть.