Маюскульное письмо |
---|
Евангелие из Лорша (около 810г.) |
---|
Особое место в научном мышлении средневековья занимало слово.
Слово теоретического языка (в отличие от естественного) не фиксировало результаты неконтролируемой деятельности человека, а диктовало сам способ действия субъекта. Изменение слова ведет к изменению онтологической картины.
Главной задачей схоластики было не описание того, что есть, и не проверка того, что в реальном мире соответствует тем или иным понятиям; а ее интересовала реальность - реальность, стоящая за словом. То есть познание мира не от мира к слову, а от слова к … слову.
Схоластика не описывала мир, а строила свой понятийный универсум. Схоластика "создала" свой особый искусственный, полуформализованный язык ("ученую латынь"), вполне сопоставимый по уровню "теоретичности" с математикой.
Каноническая схема схоластического рассуждения: сначала приводятся аргументы против защищаемого автором тезиса, затем им противопоставляется сам тезис, который, по возможности, подкрепляется авторитетом, вслед за этим осуществляется доказательство тезиса и опровержение выдвинутых в начале контраргументов. Все положения, противоречащие выдвинутому автором тезису, которые можно усмотреть, он обязан опровергнуть. |