Понятие "классическая наука" охватывает период развития науки с XVII в. по 20-е годы XX в., то есть до времени появления квантово-релятивистской картины мира. Наука XIX в. довольно сильно отличается от науки XVIII в., которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX в. по-прежнему действуют гносеологические представления науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии - классическая наука. Этот этап науки характеризуется целым рядом специфических особенностей.
Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующий истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представляющую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась и как универсальный метод познания окружающих явлений, в результате дававший систематизированное истинное знание, и как эталон всякой науки вообще.
Рассмотрение природы как
из века в век неизменного, всегда
тождественного самому себе, неразвивающегося
целого. Данный методологический подход породил
такие специфические для классической науки
исследовательские установки, как, элементаризм
и антиэволюционизм. Усилия ученых были
направлены в основном на выделение и определение
простых элементов сложных структур (элементаризм)
при сознательном игнорировании тех связей и
отношений, которые присущи этим структурам как
динамическим целостностям (статизм).
Истолкование явлений реальности поэтому было
полной мере метафизическим, лишенным
представлений об изменчивости, развитии,
историчности (антиэволюционизм). Сведение
самой жизни и вечно живого на положение
ничтожной подробности Космоса, отказ от
признания их качественной специфики в мире -
механизме, четко функционирующего по законам,
открытым Ньютоном.
Наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета. Человеческий разум и практическое преобразование природы как результат его деятельности полностью вытеснил теологическую доктрину и Священное Писание в качестве главных источников познания Вселенной.
Претендуя на ведущее место в мировоззрении,
наука, тем не менее, оставляла место религии и
философии. Мировоззрение модернизированного
общества оставляло человеку право выбора веры,
убеждений и жизненного пути. Правда, чем больше
практических результатов давала наука, тем более
прочными становились ее позиции, тем шире
распространялось убеждений, что только наука
способна обеспечить лучшее будущее человечества.
Поэтому религия и метафизическая философия
продолжали медленно, но верно клониться к закату.
Знаком этого стала знаменитая позитивистская
концепция Конта о
трех периодах в развитии знаний - религиозном,
метафизическом и научном, последовательно
сменявших друг друга. Заявления науки о твердом
знании мира представлялись не просто
правдоподобными, казалось едва ли уместным
ставить их под вопрос. Ввиду непревзойденной
познавательной действенности науки, а также
ввиду строжайшей безличной точности ее
построений, религия и философия были вынуждены
сообразовывать свои позиции с наукой. Именно
в науке мышление нашло наиболее реалистичную и
устойчивую картину мира.