Основы нового типа мировоззрения, новой
науки были заложены Галилеем.
Он начал создавать ее как математическое и
опытное естествознание. Исходной посылкой
было выдвижение аргумента, что для
формулирования четких суждений относительно
природы ученым надлежит учитывать только объективные
- поддающиеся точному измерению свойства,
тогда как свойства, просто доступные восприятию,
следует оставить без внимания как
субъективные и эфемерные. Лишь с помощью количественного
анализа наука может получить правильные
знания о мире. А чтобы глубже проникнуть в
математические законы и постичь истинный
характер природы, Галилей
усовершенствовал и изобрел множество технических
приборов - линзу, телескоп, микроскоп,
магнит, воздушный термометр, барометр и др.
Использование этих приборов придавало эмпиризму
новое, неведомое грекам измерение. Прежние
дедуктивные схоластические размышления о
вселенной должны были уступить место ничем не
скованному экспериментальному ее
исследованию с целью постижения действующих в
ней безличных математических законов. Галилей нашел подлинно
научную точку соприкосновения опытно-индуктивного
и абстрактно-дедуктивного способов
исследования природы, дающую возможность
связать научное мышление, невозможное без
абстрагирования и идеализации, с конкретным
восприятием явлений и процессов природы.
Особое значение для нас имеют открытия Галилея в области механики, так как с помощью совершенно новых категорий и новой методологии он взялся разрушить догматические построения господствовавшей аристотелевской схоластической физики, основывавшейся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, переполненной телеологическими представлениями о движении вещей в соответствии с их природой и целью, о естественных и насильственных движениях, о природной тяжести и легкости тел, о совершенстве кругового движения по сравнению с прямолинейным и т.д. Именно на основе критики аристотелевской физики Галилей создал свою программу строительства естествознания.
Галилей разработал динамику - науку о движении тел под действием приложенных сил. Он сформулировал первые законы свободного падения тел, дал строгую формулировку понятий скорости и ускорения, осознал решающее значение свойства движения тел, в будущем названного инерцией. Очень ценна была высказанная им идея относительности движения. Философское и методологическое значение законов механики, открытых Галилеем, было огромным, ибо впервые в истории человеческой мысли было сформулировано само понятие физического закона в современном значении. Законы механики Галилея вместе с его астрономическими открытиями подводили ту физическую базу под теорию Коперника, которой сам ее творец еще не располагал. Из гипотезы гелиоцентрическая доктрина теперь начинала превращаться в теорию.
Завершить коперниковскую революцию выпало Ньютону. Он доказал существование тяготения как универсальной силы - силы, которая одновременно заставляла камни падать на Землю и была причиной замкнутых орбит, по которым планеты вращались вокруг Солнца. Заслуга Ньютона была в том, что он соединил механистическую философию Декарта, законы Кеплера о движении планет и законы Галилея о земном движении, сведя их в единую всеобъемлющую теорию. После целого ряда математических открытий Ньютон установил: для того чтобы планеты удерживались на устойчивых орбитах с соответственными скоростями и на соответствующих расстояниях, определяющихся третьим законом Кеплера, их должна притягивать к Солнцу некая сила, обратно пропорциональная квадрату расстояния до Солнца; этому закону подчиняются и тела, падающие на Землю (это касалось не только камней, но и Луны - как земных, так и небесных явлений). Кроме того, Ньютон математическим путем вывел на основании этого закона эллиптическую форму планетных орбит и перемену их скоростей, следуя определениям первого и второго закона Кеплера. Был получен ответ на важнейшие космологические вопросы, стоящие перед сторонниками Коперника, - что побуждает планеты к движению, как им удается удерживаться в пределах своих орбит, почему тяжелые предметы падают на Землю? - и разрешен спор об устройстве Вселенной и о соотношении небесного и земного. Коперниковская гипотеза породила потребность в новой, всеобъемлющей и самостоятельной космологии и отныне ее обрела.
С помощью трех законов движения (закон инерции, закон ускорения и закон равного противодействия) и закона всемирного тяготения Ньютон не только подвел научный фундамент под законы Кеплера, но и объяснил морские приливы, орбиты движения комет, траекторию движения пушечных ядер и прочих метательных снарядов. Все известные явления небесной и земной механики были теперь сведены под единый свод физических законов. Было найдено подтверждение взглядам Декарта, считавшего, что природа есть совершенным образом упорядоченный механизм, подчиняющийся математическим законам и постижимый наукой.
Крупнейшим
достижением научной революции стало
крушение антично-средневековой картины мира
и формирование новых черт мировоззрения,
позволивших создать науку Нового времени. Основу
естественнонаучной идеологии составили
следующие представления и подходы: натурализм
- идея самодостаточности природы, управляемой
естественными, объективными законами;
механицизм - представление мира в качестве
машины, состоящей из элементов разной степени
важности и общности; отказ от
доминировавшего ранее
символически-иерархического подхода,
представлявшего каждый элемент мира как
органическую часть целостного бытия;
квантитативизм - универсальный метод
количественного сопоставления и оценки всех
предметов и явлений мира, отказ от
качественного мышления античности и
Средневековья; причинно-следственный
автоматизм - жесткая детерминация всех
явлений и процессов в мире естественными
причинами, описываемыми с помощью законов
механики; аналитизм - примат
аналитической деятельности над синтетической в
мышлении ученых, отказ от абстрактных
спекуляций, характерных для античности и
Средневековья; геометризм - утверждение
картины безграничного однородного, описываемого
геометрией Евклида и управляемого едиными
законами космического универсума.
Вторым важнейшим итогом научной революции стало соединение умозрительной натурфилософской традиции античности и средневековой науки с ремесленно-технической деятельностью, с производством. Еще одним результатом научной революции стало утверждение гипотетико-дедуктивной методики познания. Основу этого метода, составляющего ядро современного естествознания, образует логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая проверка.