В эпоху Возрождения символическое значение
получает фигура художника - в ней
наиболее адекватно выражается самая глубокая
ренессансная идея человека-творца, человека,
вставшего на место Бога. По-иному относится
Возрождение и к деятельности.
Античность предпочитала созерцание,
считая, что оно приобщает человека к сущности
природы, к вечному. Средние века делали упор
на Деятельность в нравственно-религиозной
сфере, которая по сути сродни созерцанию.
Возрождение придает человеческой деятельности оттенок
сакральности (божественности): человек
не просто удовлетворяет свои земные нужды, он творит
мир, красоту, самого себя. В этот период
впервые снимается граница между наукой
как постижением сущего и практически-технической
деятельностью. Идет стирание граней между теоретиками-учеными
и практиками-инженерами. Художник и ученый
подражают не только созданиям Бога, но и Его
творчеству. Создавая вещи, так же как Бог создал
мир, они делают это не наобум, а стремятся
увидеть законы построения этих вещей.
Окончательно формируется сознание,
прямо противоположное античному: если для
древнегреческого философа предел выше
беспредельного, форма совершеннее материи,
завершенное и целое прекраснее незавершенного и
бесконечного, то для ученого Возрождения
беспредельное (возможность, материя) совершеннее
формы, ставящей пределы и границы,
бесконечное предпочтительнее перед имеющим
конец, становление и непрерывное
превращение (или его возможность) выше того, что
неподвижно.
Новый взгляд на мир и человека позволил сделать выдающиеся открытия и создать новые теории, ставшие прологом научной революции, в ходе которой оформилось классическое естествознание.