Рациональное значение Византии

        Составной частью византийской учености была система образования - светская и классическая. В ней не было особых новаций, но был довольно   высокий  социальный статус и доступность. Невежество и незнание считались пороками, достойными самого большого осуждения. "Ненавижу невежду, как Иуду".

Греческая рукопись конца XIV в.
Знаки Зодиака

В  городах обучение было платным. Наряду с платными учебными заведениями различных ступеней, в Константинополе были высшие школы, которые назывались иногда "университетами". Эти школы, как правило, были   организованы либо императорами, либо от их имени регентами. Это были государственные учреждения с содержанием за счет казны.

        Не миновал Византию и спор об "универсалиях". Его пик пришелся на XII в. Спор был связан с "проблемой" Троицы, а в рациональном смысле - с проблемой существования Общего (поставленной, но не решенной, еще в античности). Византийские "реалисты" учили, что реально существует только Общее. "Номиналисты" полагали, что по-настоящему, реально существуют лишь отдельные виды, процессы, явления, а Общее существует лишь в понятиях об этих вещах, в языке, в терминах.

        В IX - XI вв. в Византии бурно развиваются ремесленные производства, добывающая промышленность, кораблестроение, происходит расцвет архитектуры, живописи, художественной литературы, исторических хроник. Византийские ученые собирают и комментируют уцелевшие рукописи античных авторов.      

Хроника человечества. М., 1996. С. 240.

Применение "греческого  огня"

Особое место среди разнообразных военных средств, занимает "греческий огонь". Он был изобретен около 673 г. Каллиником -  архитектором из Гелиополя в Сирии и представлял собой горючую смесь, состоящую из смолы, нефти, селитры и серы. Это вещество легко воспламенялось и горело даже на воде. "Греческий огонь" чаще использовали в морских сражениях, выбрасывая из сифонов - огнеметов, но его применяли и при обороне и осаде.