Истоком византийской учености (философии) обычно считают анонимные "Ареопагитики" (первое упоминание о них относится к 533 г.), приписываемые псевдо - Дионисию Ареопагиту. "Ареопагитики" пронизаны темой таинственного (мистического) богословия, и основным путем восхождения человека к Богу объявляется путь экстаза. (При дворе византийского императора даже имелась специальная должность мистика).
Среди византийских ученых - энциклопедистов, оказавших решающее влияние на развитие научных знаний, следует отметить следующих:
Иоанн Дамаскин (около 675 - 753 гг.), его основной грандиозный трактат "Источник знания", имевший педагогическую направленность, получил широкое распространение на Руси. На латинский язык этот труд был переведен лишь в XII в. Теологический рационализм Иоанна Дамаскина, по существу, отрицает дистанцию между знанием естественнонаучным и богословским (богословие - царица, прочие науки во главе с философией - лишь служат). По его учению все науки инкорпорируются в состав богословия.
Лев Математик (805 - 870) был ректором Константинопольского университета, профессором философии и математики. Сочинения Льва Математика не сохранились, но известно влияние его работ по прикладной механике и анатомии на общий уровень византийской науки. Историческая традиция приписывает ему изобретение светового телеграфа.
Михаил (Константин) Пселл (1018 - около 1096 гг.) был философом, ученым, государственным деятелем, воспитателем наследника престола, ставшего императором Михаилом VII. Пселл разделил философию на "высшую" и "низшую". Предмет последней - изменчивая и непостоянная природа. Между "философиями" он поместил "науку о бестелесном" - математику, которая по своему значению уступает лишь богословию. Пселл - автор многих литературных произведений, широко известна его "Хронология".
Варлаам Калабрийский (1290 - 1357) и его школа явились ярким примером заката византийской учености (XIV в.). Известны работы Варлаама по логике и математике - в частности, он первым предложил применять в математике буквенные обозначения для величин. Важно, что варлаамисты - первые и последние византийские гуманисты и рационалисты - были убеждены в том, что человеческому разуму свойственно постигать сущность вещей.