Знание на Руси

       Русь X - XVII вв. представляет собой "особое пространство" развития научных знаний и технологии.

Карта России С. Герберштейна (Базель, 1549 г.)Во многом рациональное знание "поступало" через Западную и Северную Русь (Киев, некоторые города и монастыри Западной Украины, Новгород Великий). Большое значение имело то обстоятельство, что к концу периода знание приходило "в польской обработке". Естественно, процесс взаимодействия был односторонним. Один из ярких примеров "северного контакта" - развитие научных представлений и техники в Новгороде Великом. Здесь жил и работал астроном и математик Кирик (XII в.), здесь в XV в. по прямому назначению (предсказание затмений) новгородские еретики употребляли таблицы "Шестокрыла".

Пример "южного контакта" - Афон, где работал большой штат переводчиков, в том числе и русских.

        Однако такие центры, как Москва и Владимир имели и непосредственные контакты с научно-техническими сторонами христианской цивилизации (строительство башен Кремля, соборов в Кремле, литье пушек, строительство соборов Владимира, сооружение здесь саркофагов чисто западных форм, изготовление церковной утвари по типу лиможской и т.д.).

1000-летие русской художественной культуры. М., 1988. С. 288
Шестоднев (конец XVI в. )

        Важно, что проблема перевода была "формообразующей" для "трансляции" знания на Русь. Литература типа "Шестодневов", "Бесед на Шестоднев", "Диалектики" и др., в которых читатель знакомился с теориями "еллинов" уже проходила "цензуру" христианства и была "освобождена" от "ереси". Сплошь и рядом тематика перевода определялась самим заказчиком: церковью, духовенством, князьями, боярами.  В XVI - XVII вв. заказывается  естественнонаучная литература, переводятся трактаты по географии, медицине, биологии, сельскому хозяйству. Богословская литература не была единственной в то время. Компилятивные сборники ("Изборники Святослава", "Толковая Палея") были построены по иному принципу. Материал из переводной литературы подбирался исходя из потребности читателя.

        Вместе с тем на Руси существовала своя, не книжная, оригинальная и мощная традиция рационального знания и эффективной технологии. Это относится, прежде всего, к наблюдениям и фиксации разнообразных явлений природы и их толкованию; ведению сельского хозяйства; созданию и использованию конкретных технологических приемов для решения конкретных проблем (один из ярких примеров - деятельность Соловецкого монастыря).