Ислам, утвердив через авраамитический монотеизм свою связь с иудаистско - христианской традицией, между тем радикально противопоставил себя (через безусловную абсолюцию этого монотеизма, которая исключала возможность воплощения божественной природы и отвергала идею триединства) христианству. При этом была нарушена стройность и последовательность средневековых представлений христиан о божественном плане истории. Это стало для них своеобразным религиозно - историческим вызовом.
Влияние арабского Востока на Западную часть христианского мира не ограничивалось только "передачей" новых для него знаний, но и затрагивало сам характер развития культурных процессов, во многом способствуя формированию европейского самосознания.
В молодости Мухаммед был пастухом и путешествовал с торговыми караванами по Сирии |
---|
В VIII в. ислам стал основной религией в Сирии, которой была присуща восточно-христианская мысль, разработанная в предшествующую эпоху греческой патристикой. В IX - X вв. багдадская, гундишапурская и харрапская школы христиан - переводчиков познакомили мусульман с наследием античной философии и науки.
В XII - XIII вв. мусульманские ученые и философы стали для западноевропейских христиан школьными авторитетами.
В основе традиционной мусульманской классификации отраслей знания лежало деление наук на арабские (улум ал-араб) и чужестранные (улум ал-аджам). К чужестранным наукам причислялись античные естественные и точные науки, логика и философия, а иногда и спекулятивная теология (канам).