Ислам, утвердив через авраамитический
монотеизм свою связь с иудаистско -
христианской традицией, между
тем радикально противопоставил себя
(через безусловную абсолюцию этого монотеизма,
которая исключала возможность воплощения
божественной природы и отвергала идею
триединства) христианству. При этом
была нарушена стройность и последовательность средневековых
представлений христиан о божественном плане
истории. Это стало для них своеобразным религиозно
- историческим вызовом.
Влияние арабского Востока на Западную часть христианского мира не ограничивалось только "передачей" новых для него знаний, но и затрагивало сам характер развития культурных процессов, во многом способствуя формированию европейского самосознания.
![]() |
В молодости Мухаммед был пастухом и путешествовал с торговыми караванами по Сирии |
---|
В VIII в. ислам стал основной религией в Сирии, которой была присуща восточно-христианская мысль, разработанная в предшествующую эпоху греческой патристикой. В IX - X вв. багдадская, гундишапурская и харрапская школы христиан - переводчиков познакомили мусульман с наследием античной философии и науки.
В XII - XIII вв. мусульманские ученые и философы стали для западноевропейских христиан школьными авторитетами.
В основе традиционной мусульманской классификации отраслей знания лежало деление наук на арабские (улум ал-араб) и чужестранные (улум ал-аджам). К чужестранным наукам причислялись античные естественные и точные науки, логика и философия, а иногда и спекулятивная теология (канам).