Христианская педагогика

        Христианская педагогика (педагог - греч.- детоводитель, ведет к Учителю (дидасколу), но и педагог, и Учитель - Христос) обращена вовнутрь человека - этим она противоположна античной системе образования. Воспитание в средневековье есть подражание учителей и учеников Христу.

        Образование - прояснение Истины, обучение ее истолкованию, языку знаков, возвещающих божественную Истину. Если античная образовательная модель направлена на достижение новых результатов в поисках истины, то средневековое христианское образование - это именно прояснение и истолкование уже явленной и открытой модели истины, ее познание через обучение.

Хроника человечества. М., 1996. С. 285.
Медицинская школа в Салерно, где преподавали учение Авиценны

Христианское образование как предметная, и несколько позже, организационная система, берет начало от Боэция (около 480 - 524 гг.) и Кассиодора.

        "Наставления в науках божественных и светских" (551 г.). Кассиодора - одно из самых значительных дидактических произведений всего средневековья.

Стремясь к гармоничному синтезу теологии и светского знания, он впервые четко сформулировал коренное различие между "искусством" и "дисциплиной", заложившее основу гуманитарных и технических наук как отдельных независимых циклов.   Тем самым разработка систем тривиума и квадривиума как последовательных ступеней образовательного процесса, получила свое окончательное завершение.

        Расширение христианских общин, рост влияния христианства обусловили  необходимость открытия церковных школ. Сначала для тех, кто готовился к крещению (катехуменов - "оглашаемых", т.е. слушающих катехизатора; от греч. catecheo - "обучать с голоса, оглашать").

Das nuw Buch der rechten Kunst zu destilieren von Hyeronimus Brunschwyk, 1505.
Преподавание фармации

        Школы катехуменов выработали ключевой для всего средневековья катехитический (вопросоответный) метод обучения. Затем появились  монастырские, епископские, городские школы, позднее  университеты.

        От античности христианское образование взяло основное - язык, логику, право, прикладные научные знания, медицину. Язык античного Рима стал общеевропейским письменным языком.

        Латынь с момента перевода на нее Библии, стала обязательным сакральным языком обучения, в Западной Европе, в восточных странах христианского мира такую же роль играл греческий.

        Школьный ("ученый") путь постижения (обучения) Бога реализовывался (в отличие от пути веры и любви в монашестве и отшельничестве) через познание сотворенного мира: изучая мир, его мельчайшие детали, школяр непрестанно, через стих и любовь одновременно, удивлялся ему как храму Божьего творения.  Это и открывало путь светским наукам в христианское образование. Основными формами обучения были чтение, разбор текста, а затем диспут, главным ответчиком на которых был лектор, а студенты, задавая вопросы, должны были учиться на его ответах.