Христианская педагогика (педагог - греч.- детоводитель, ведет к Учителю (дидасколу), но и педагог, и Учитель - Христос) обращена вовнутрь человека - этим она противоположна античной системе образования. Воспитание в средневековье есть подражание учителей и учеников Христу.
Образование - прояснение Истины, обучение ее истолкованию, языку знаков, возвещающих божественную Истину. Если античная образовательная модель направлена на достижение новых результатов в поисках истины, то средневековое христианское образование - это именно прояснение и истолкование уже явленной и открытой модели истины, ее познание через обучение.
Медицинская школа в Салерно, где преподавали учение Авиценны |
---|
Христианское образование как предметная, и несколько позже, организационная система, берет начало от Боэция (около 480 - 524 гг.) и Кассиодора.
"Наставления в науках божественных и светских" (551 г.). Кассиодора - одно из самых значительных дидактических произведений всего средневековья.
Стремясь к гармоничному синтезу теологии и светского знания, он впервые четко сформулировал коренное различие между "искусством" и "дисциплиной", заложившее основу гуманитарных и технических наук как отдельных независимых циклов. Тем самым разработка систем тривиума и квадривиума как последовательных ступеней образовательного процесса, получила свое окончательное завершение.
Расширение христианских общин, рост влияния христианства обусловили необходимость открытия церковных школ. Сначала для тех, кто готовился к крещению (катехуменов - "оглашаемых", т.е. слушающих катехизатора; от греч. catecheo - "обучать с голоса, оглашать").
Преподавание фармации |
---|
Школы катехуменов выработали ключевой для всего средневековья катехитический (вопросоответный) метод обучения. Затем появились монастырские, епископские, городские школы, позднее университеты.
От античности христианское образование взяло основное - язык, логику, право, прикладные научные знания, медицину. Язык античного Рима стал общеевропейским письменным языком.
Латынь с момента перевода на нее Библии, стала обязательным сакральным языком обучения, в Западной Европе, в восточных странах христианского мира такую же роль играл греческий.
Школьный ("ученый") путь постижения (обучения) Бога реализовывался (в отличие от пути веры и любви в монашестве и отшельничестве) через познание сотворенного мира: изучая мир, его мельчайшие детали, школяр непрестанно, через стих и любовь одновременно, удивлялся ему как храму Божьего творения. Это и открывало путь светским наукам в христианское образование. Основными формами обучения были чтение, разбор текста, а затем диспут, главным ответчиком на которых был лектор, а студенты, задавая вопросы, должны были учиться на его ответах.