Раннесредневековый архитектурный комплекс в Равенне (Италия) |
Религиозная и научная установка сознания отличаются экзистенциональной ("быть") направленностью первой и познавательной ("знать") - второй. Схоластическая наука пыталась найти возможность совмещения этих установок, что наиболее ярко проявилось в знаменитых дискуссиях по проблеме универсалий. В средневековых спорах о природе общих понятий выявились три тенденции в обосновании научного знания:
Отношение к объекту познания было однозначным и принципиально созерцательным. Альтернативных позиций не было. Теория (теоретическое знание) "принадлежало" не объекту, а субъекту познания, что и определило формирование такого специфического метода научного исследования, как схоластика.
Мозаика
из собора Сан-Витали (Равенна) |
Природа, в христианском понимании, сама не есть нечто божественное, хотя сотворена Богом; она поручена им заботливой и разумной распорядительностью человека - поэтому она не только область хозяйственной деятельности, но и предмет нравственной обязанности. При этом в противостоянии язычеству происходила десакрализация природы.
Такое отношение к природе не делало ее "приоритетным" объектом размышлений, но и не осуждало их. Хотя, безусловно, высшим знанием было знание пути к Богу. При этом, важным аспектом понимания творения природы в западно-христианской традиции была его интерпретация как делания, тогда природа могла рассматриваться как создание, а Творец как искусный механик. Нередко такой ориентацией объясняют практичность и рациональность западноевропейской технической деятельности.