Средневековое понимание сущности Творения

Миниатюра, англ. Библия XIV в.
Бог - архитектор Универсума

        Возможно самым фундаментальным изменением познавательной ситуации, затронувшей все ее элементы, стало новое понимание сущности Творения.

        Ничто, из которого создается мир, означает не абсолютное отсутствие чего бы то ни было, а лишь отсутствие определенности, регулярности в неопределенном потоке изменения.

        Процесс Творения - внесение порядка и закона внутрь стихии изменения. Бог становится тем началом, которое непрерывно вносит закон и порядок внутрь изменчивого, творит бытие человека и неотделим от него. Онтология творения пронизывает все средневековое мышление. Нет ничего статичного, все в непрерывном процессе становления.

        Понятие движения приобрело онтологический статус. Установилась тенденция постоянного "концептуального схватывания" (forma fluens) любой рассматриваемой проблемы: текст никогда не самодостаточен - он раскрывается в толковании,  в диалоге; растения - то, что растет; вещь - то, что вещает; наиболее ярко эта тенденция выражалась в толковании физического движения.

        Хотя разуму и отводилась  вспомогательная роль, все же познавательность получила статус одного из путей, ведущих к богопознанию.