Возможно самым фундаментальным изменением познавательной ситуации, затронувшей все ее элементы, стало новое понимание сущности Творения.
Ничто, из которого создается мир, означает не абсолютное отсутствие чего бы то ни было, а лишь отсутствие определенности, регулярности в неопределенном потоке изменения.
Процесс Творения - внесение порядка и закона внутрь стихии изменения. Бог становится тем началом, которое непрерывно вносит закон и порядок внутрь изменчивого, творит бытие человека и неотделим от него. Онтология творения пронизывает все средневековое мышление. Нет ничего статичного, все в непрерывном процессе становления.
Понятие движения приобрело онтологический статус. Установилась тенденция постоянного "концептуального схватывания" (forma fluens) любой рассматриваемой проблемы: текст никогда не самодостаточен - он раскрывается в толковании, в диалоге; растения - то, что растет; вещь - то, что вещает; наиболее ярко эта тенденция выражалась в толковании физического движения.
Хотя разуму и отводилась вспомогательная роль, все же познавательность получила статус одного из путей, ведущих к богопознанию.