Реформация

В тесной связи с Возрождением стоит такое явление, как Реформация.

Этапы Реформации.

   С одной стороны, Реформация не имела прямого отношения к развитию науки, однако, помимо личных связей и влияния, например Лютера на Коперника, помимо влияния позиций вождей Реформации по тем или иным научным вопросам, она создавала совершенно иной интеллектуальной климат, влияние которого на научное мышление трудно переоценить.

   Например, идея спасения, систематического строительства правильного пути - meta odos, т.е. метода, была центральной в идеологии Реформации (об этом говорит и название одной из английских кальвинистских сект - "методисты").

   В этом отношении герметическое "великое деление" также являлось meta odos. Не случайно герметизм получил наиболее широкое распространение в протестанских странах в XVI - XVII вв.

В основе начатого 31 октября 1517 г.  движения новой лютеранской церкви лежат    знаменитые  95 тезисов против индульгенций Мартина Лютера (1483-1546). Программа движения, вопреки учению католической церкви, объявляла ненужность духовенства и всей церкви как социального института в качестве посредников между Человеком и Богом. Эта программа таила в себе заряд невиданной взрывной силы, направленной на разрушение основ средневековой идеологии и политики.

Возрождение противопоставило Человека посторонним силам, Лютер освятил и узаконил земной мир человека.

Возрождение, используя материал античности, возродило не античность, а человеческую природу; ранняя Реформация, используя материал Священного писания, попыталась утвердить самостоятельность человека. И там и здесь - обновления изнутри, все устаревшее, противоречащее прогрессу человечества, обречено на гибель.

    В связи с наукой трудно реконструировать картину мира по Лютеру или Кальвину, более обоснованно можно говорить об их вкладе в разрушение средневековой, схоластической, аристотелевской картины мира.