После экспедиций Бальбоа (Нуньес Де Бальбоа) (1475-1517), Магеллана и Америго Веспуччи (1451/54-1512), чьим именем названы обе Америки, хотя конечно, справедливо было бы их назвать Колумбией, стало ясно, что за океаном лежит совершенно новая, неведомая земля.
Успеху экспедиций способствовало их инструментальное обеспечение, состоящее из:
Приборы были несовершенными, но и они появились не сразу.
Морской компас пришел от арабов в IX - XI вв., а к ним - из Китая. От арабов же в XII в. были заимствованы географические карты. В Европе создавались новые типы судов (португальские нао, ганзейские когги (хольки), галеры, каракки, каравеллы и др.). Усовершенствовалась их конструкция - ввели румпель, дощатые палубы, добились правильного сочетания парусов - все это увеличило скорость и маневренность судов.
Вообще, море - это знаковое понятие Возрождения: с морем связан рост городов (торговые итальянские республики), развитие торговли, начало колониальной экспансии, романтика путешествий.
Море пронизывает научное мышление. Например, у Леонардо да Винчи находим: "влюбленный в практику без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет".
В то время широкое хождение имели метафоры: "новые горизонты", "новое небо и земля" и т.д.
С морского расписания XIV-XV вв. началось понимание регулярности, складывание нового типа учебных заведений - с открытия навигационных школ в XV в., нового права - с Морского права 1255 г. в Венеции. В оценке ученых XVI в. и последующих веков, навигация была, как правило, на первом месте. Да и потом многие выдающиеся ученые были связаны с "морской тематикой": Лагранж, Эйлер, Кулон, Лаплас и др.