Средневековье было ориентировано на всеобщность, на Истину в Боге, на процесс ее постижения как приглашение. Продвижение к Истине (к Богу) реализовывалось как снятие индивидуального (особенного). К концу средневековья "основным механизмом" реализации такой установки стала католическая церковь, разросшаяся в мощнейший социальный институт.
Совокупность экономических, политических, социально-психологических факторов повлияла на возникновение гуманизма, главной и абсолютно новой идеей которого была идея "индивидуальности", не сводимая к простой "атомарности" человека, но провозглашающая самоценность личности.
Мощь этой идеи (увы, и сегодня не реализованной до конца) проявлялась в двух направлениях - в подрыве (казавшихся до того незыблемыми) основ католицизма и утверждении всемогущества человека.
Мыслитель Возрождения - человек религиозный, но созерцательная "теология разума" сменяется деятельной "теологией воли". Человек и природа становятся актуальными реальностями, предметом пристального интереса.