Изменение познавательной ориентации

Собор Нотр-Дам в Антверпене
(1-я половина XVI в.)

Средневековье было ориентировано на всеобщность, на Истину в Боге, на процесс ее постижения как приглашение. Продвижение к ИстинеБогу) реализовывалось как снятие индивидуального (особенного).   К концу средневековья "основным механизмом" реализации такой установки стала католическая церковь, разросшаяся в мощнейший социальный институт.

        Совокупность экономических, политических, социально-психологических факторов повлияла на возникновение гуманизма, главной и абсолютно новой идеей которого была идея "индивидуальности",  не сводимая к простой "атомарности" человека, но провозглашающая самоценность личности.

       Мощь этой идеи (увы, и сегодня не реализованной до конца) проявлялась в двух направлениях -  в подрыве (казавшихся до того незыблемыми) основ католицизма и утверждении всемогущества человека.

       Мыслитель Возрождения - человек религиозный, но созерцательная  "теология разума" сменяется деятельной "теологией воли". Человек и природа становятся актуальными реальностями, предметом пристального интереса.