В литературе нет единого мнения об общих хронологических границах и внутренней периодизации Возрождения. Для истории науки и техники эта проблема вообще не ставилась.
Наиболее распространенной является искусствоведческая периодизация итальянского Возрождения. Хронология здесь играет не вспомогательную, а смысловую роль - эпоха, век во многом определяют сущность Возрождения и социальный характер его основных деятелей.
"Афинская школа" (Рафаэль. 1508г.) |
Конец XII в. - Дученто - прелюдия Возрождения;
XIV в. - Треченто - начальный период Возрождения;
XV в. - Кватроченто - средний период Возрождения;
XVI в. - Чиквенченто - позднее, высокое Возрождение, ранняя Реформация.
Необходимость выделения периода может быть обоснована той ролью, которое сыграло Возрождение в изменении стиля мышления, постановке проблемы исследования как такового, принципиальности изменения понимания места и роли Человека во взаимоотношении с миром.
К этому периоду относят такие крупные события, как Великие географические открытия и изобретение книгопечатания.
Возрождение не принадлежало средневековью, против которого были направлены все усилия его "титанов", не принадлежало оно и Новому времени, хотя и было переходной, но вполне самостоятельной фазой историко-культурного процесса.