Научное мышление Возрождения можно определить как довольно "пестрое". Здесь была и "вторая схоластика", и "научные" аспекты Реформации, и научно-художественное мышление Леонардо да Винчи и Дюрера, и зарождавшееся экономико-статистическое мышление и алхимия, и вполне рациональные конкретные научные подходы в практических областях деятельности.
Леонардо да Винчи. Автопортрет. |
Возможно, самой яркой отличительной чертой Возрождения является связь научного мышления с художественным восприятием мира. Например, "Трактат о живописи" Леона Баттиста Альберти называют манифестом Возрождения. В своих трудах Леонардо да Винчи часто использует выражение "наука живописи".
В этих и многих
других работах проявляются как бы два пласта
самовыражения "возрожденческого духа".
Первый условно можно назвать социально-психологическим
- художники-творцы не хотели больше принадлежать
к "ремесленному цеху"
средневековой классификации, они активно
заявляли о своей свободе и своих
претензиях на высокий социальный статус.
Художники уходили от плоскостного
религиозного схематизма, их сюжетами
становились реальная жизнь реальных людей и
реальный мир. Вся старая художественная техника
не годилась для этого. Второй пласт самовыражения
- понятие "наука живописи" -
стало включать действительно немалую долю
научного подхода:
- изображение трехмерного мира на плоскости
требовало геометрического обоснования
перспективы;
- изображение реальной жизни требовало систематических
наблюдений и классификации видимого
мира;
А.Везалий |
Парацельс |
- изображение человека в динамике требовало хорошего знания анатомии, механики движений (недаром именно в это время появляется книга А. Везалия (1514-1564) "О строении человеческого тела").
Связь научного и художественного уникальным образом проявилась в творчестве Леонардо да Винчи. Как о личной драме Леонардо да Винчи, говорят о его обостренном чувстве единства мира, который он хотел освоить не только художественными средствами, но и дать системный, основанный на опыте и математически описанный, причинно-следственный (казуальный) анализ. Но, увы, в то время не было ни достаточных экспериментальных данных, ни математики, способной к данному описанию.
Почему Леонардо да Винчи "шифровал" свои естественнонаучные и технические записи и проекты? Его "записные книжки" содержат более 7 тысяч (!) страниц. Почему он не публиковал их? О них стало известно сравнительно недавно. Как сейчас установлено, Леонардо да Винчи был удивительно оригинальным мыслителем, все его идеи - только его, в отличие от других, "грешивших" заимствованиями из античности и более древних времен. Например, сейчас установлено, что Галилей кое-что взял у него. Практически во все времена о Леонардо да Винчи всегда говорили только как о художнике.
Несколько менее энциклопедичной представляется фигура Альбрехта Дюрера - титана немецкого Возрождения.