Научное знание и эзотерика

Д. Лейзер "Создавая картину Вселенной", М., 1988, С. 19
Пифагор с магическим талисманом в руках. Французская гравюра  1584 г.

Научное знание и эзотерика -   проблема "сквозная" для истории науки, но для античности ее актуальность определяется фактом первого осознания различий между двумя формами знания, при исходном существовании только одного из них - эзотерического. Вся европейская культурная традиция - античная философия и наука - сложилась в лоне эзотеризма. Эзотерическими были и школа Пифагора, и школа элеатов: первая - в качестве подлинной, истинной реальности утверждала мир чисел, вторая - мир сущего. Эзотерической была и программа построения античной философии и науки Платона.

Первое осознание эзотерического мироощущения, очевидно, относится ко времени создания так называемого Герметического корпуса, оказавшего огромное влияние на развитие научного знания на много столетий вперед. Это собрание довольно разнородных элементов, написанных на греческом языке, относится ко  II - III вв. н.э. В соответствии с герметическими представлениями, содержащимися в откровении легендарного Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего), мир един, и все его части связаны друг с другом, поэтому звезды и планеты воздействуют как на мир в целом (макрокосм), так и на каждого человека, являющегося микрокосмом. Человеческий ум - часть Ума Божественного, следовательно, познавая себя, человек тем самым познает и Бога. Слово, человеческая речь пронизаны энергиями Божественного Слова, что открывает возможность для магического воздействия человеческого Слова на мир. Макрокосм и микрокосм морфологически подобны. Поскольку все в мире взаимосвязано, то будущее может быть предсказано, например, по звездам. Поэтому неудивительно, что выдающийся астроном (и не только) поздней античности - Клавдий Птолемей, наряду с построением эпохальной системы мира, создает первый в истории "учебник по астрологии" - Тетрабиблос ("Четырехкнижие"). И такое совмещение в то время было естественно. Тем более понятно, что первая "научная школа" античности, школа Пифагора,   была полностью эзотерической, а имя основателя школы говорило само за себя - Пифия + Гор.

        Поскольку мир един, едино и познание, при этом познание мира, самопознание Бога оказывается одним и тем же процессом. Но это не рациональное познание, а тайное знание, гносис, постижение которого возможно лишь при помощи откровения Божества и выполнения определенных ритуалов (мистерий).

        Влияние Пифагора и его эзотерической "школы", "ордена" на все последующее развитие античной научной мысли,  видимо, еще не полностью осознано. И хотя сам Пифагор - личность легендарная, именно ему приписывают введение понятия "философия". Убежденным и "действующим" пифагорейцем был, например, Иоганн Кеплер. Множество других фактов показывает огромную протяженность "пифагореизма" в "пространстве и времени мысли".

        По Диогену Лаэртию, одно из космогонических описаний пифагорейцев читается так: "Начало (архэ) всех вещей - единица (монада), а из единицы гипостазировалась неопределенная двоица (диада), которая относится к единице как материя к [творящей] причине. Из единицы и неопределенной двоицы [гипостазировались] числа, из чисел - точки, из точек - линии, из линий - плоские фигуры, из плоских - телесные фигуры, а из них - чувственные тела, элементов которых четыре: огонь, вода, земля, воздух, которые изменяются и превращаются насквозь, и [в результате] из них рождается космос - живой, наделенный сознанием, шарообразный, содержащий в середине Землю, тоже шарообразную и населенную со всех сторон".