Античность и древние цивилизации

Бюст Фалеса

Бюст Фалеса

Была ли независима античная наука от знаний и влияний древних цивилизаций? Нет, конечно.

И.Д. Рожанский приводит высказывания Платона по этому поводу и его поэтическую интерпретацию Фридрихом Геббелем:

"Вы, греки, племя умное: за вас
Прядут другие, сами же вы ткете.
Выходит сеть, в ней нет единой нитки,
Ссученой вами, всё же - ваша сеть".

В историографии концепция “чистого” развития греческой цивилизации была поколеблена только в первой четверти ХХ вв.

В работе В.П.Яйленко Архаическая Греция и Ближний Восток. М., Наука, 1990. с. 210 показано, что воздействие египетской и ближневосточной цивилизаций на примитивную культуру архаической Греции было многоплановым: “Градостроительство и архитектура, скульптура и торевтика, керамическое и ювелирное производство, оружейное дело и кораблестроение, культурная лексика и литература, фольклор и мифология, религия и магия, законодательство, врачевание, бытовые обычаи, ассортимент культивируемых растений и птиц, начала математики и астрономии - вот неполный перечень…”

"Хроника человечества", М., 1996, С. 87
Афинский законодатель и реформатор Солон, причисленный к Семи мудрецам

   Известно о многолетнем приобщении к знаниям Востока таких мыслителей Греции,  как Фалес, Пифагор, Солон, Платон.

   Существует немало конкретных примеров заимствования в отдельных областях знания. Необходимо отметить   такое  удивительное явление, как "греческое чудо", несопоставимое  с восточными цивилизациями. Греческая культура не только не стала слепо копировать  достижения древних цивилизаций , но  создала новую,  научную культуру. Ввела в практику новый тип мышления - научный. Реализовала новый принцип образования - социокультурной трансляции знаний  в  светскую школу.

   Все это и дает основание говорить об уникальном значении греческой цивилизации. Она "нарушила монополию" сакрального знания, начав вводить вместо традиции знания как посвящения, откровения, постижения, традицию знания как размышления, исследования, научения. (Поэтому столь семантически нагружен знаковый для греческой цивилизации миф о Прометее.)   Новое, добытое  греческой цивилизацией (не говоря уже о невероятно приземленном в этом отношении Риме),  научное знание - заслуга античных мыслителей не в количественном приращении научного знания, а в принципиально ином его понимании и, соответственно, ином его получении, представлении и развитии. Ином, по отношению к древности, и подобном по отношению к нашему времени.