Концептуальная модель мироздания

         Естественнонаучные представления ведийского периода складывались в процессе развития ритуала, причем то знание, которое было связано с объяснением ритуала, выносилось за его рамки и выступало по отношению к нему как избыточное. Из этого избыточного знания, как полагают, и возникает в Упанишадах сфера теоретического знания, престижность этой сферы закреплена утверждением магической значимости ведийского знания самого по себе.

        Важно подчеркнуть, что теоретическое знание обновилось прежде всего в концептуально-методологической его части, и практически не затрагивалась его дисциплинарная структура. В связи с этим космогония, столь важная в других цивилизациях древности, в Упанишадах не находит развития: она не интересует мудрецов как самостоятельная область, поскольку им вполне достаточно принципа тождества макро- и микрокосмоса, где предпочтение отдается микрокосмосу, для которого изоморфизм макрокосмоса задан в символике жертвоприношения.