Этапы формирования естественнонаучных знаний

        Основными источниками для изучения естественнонаучных знаний являются: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения - веды, I тыс. до н. э.;"Предписания Ману", II в. до н. э.; самхиты Чараки и Сушруты, первые века нашей эры), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос. Об Индии писали известные историки, философы, путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевкидов при дворе царя Чандрагупты - Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и др.

Этапы формирования естественнонаучных знаний

Этап Хронологические рамки Основные источники естественнонаучного содержания
Хараппская цивилизация Конец III - начало II тыс. до н.э. Данные археологических раскопок в городах долины Инда:
Мохенджо-Даро, Хараппа, Чанху-Даро и др.
Ведийский период Конец II - середина I тыс. до н.э. Священные тексты (веды) :
   "Ригведа" (веда гимнов) - XII-X вв. до н.э. (устная традиция), около VIII-VII вв. до н.э. ;
   "Самаведа" (веда песнопений);
   "Яджурведа" (веда жертвенных формул и толкований);

   "Атхарваведа" (веда магических формул), околоVII-VI вв. до н.э.

Эпические поэмы :
"Махабхарата"
"Рамаяна"

Классический период
(магадхско-маурийская и кушано-гуптская эпохи)
Вторая половина I тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э. Данные археологических раскопок в Таксила и других городах. Раннебуддийская литература (с VI в. до н.э.)
"Ману-смирти" ("Предписания Ману") - II в. до н.э. - II в. н.э.
Медицинские сборники :
"Чарака-самхита" ( I-II вв. н.э.)
"Сушрута-самхита" ( IV в. н.э.)

      Большую роль в понимании уровня развития естественнонаучных знаний Древней Индии играет изучение градостроительного искусства.