Около 1500 г. до н.э. на востоке долины Ганга, в Магадхе (совр. Южный Бихар), сложился новый политический и культурный центр. Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама, Будда (санскр., буквально - достигший просветления, просветленный), своим учением потеснил религию брахманского жречества. Он стал проповедовать возможность разорвать круговорот повторных рождений не с помощью жертвоприношений и аскезы, а путем медитации, самосовершенствования и уничтожения сознания собственного "я". В основе буддизма и поныне лежит положение о том, что жизнь - страдание, а благо, которое есть освобождение от страдания, заключающееся в уничтожении индивидуальности и избавлении от всяких стремлений и желаний, достижимо лишь путем познания. Это познание должно охватывать все сферы человеческого бытия и неизбежно оказывать воздействие на весь образ жизни человека. Так стали возникать буддийские общины - сангхи, в которых глубоко верующие монахи жили, отгородившись от внешнего мира. Будда решительно отвергал кастовую систему.
Своим учением Будда заложил основы владычества династии Маурьев, которое началось вскоре после похода Александра Македонского в Индию (327-325 гг. до н.э.) и продолжалось на севере и северо-западе Индии до II в. до н.э. Столица государства Маурьев располагалась в Паталипутре (совр. Патна в Бихаре). Контроль над важнейшими торговыми путями, продуманная жесткая система государственного управления, сильное войско, наконец, намерение создать всеиндийскую монархию, стали залогом прочной и довольно эффективной власти. Немало знаменитых произведений культуры было создано в эпоху Маурьев: министр царя Чандрагулты Каутилья в знаменитом политическом трактате Артхашастра оставил ироническое описание своего времени; Ашока (около 268-232 до гг. н.э.), третий и наиболее могущественный из царей этой династии, приказал высекать свои эдикты на каменных стелах и скалах. Интересно, что эти древнейшие памятники индийской письменности были выполнены на среднеиндийских языках, а не на санскрите. Благодаря тому, что в этих надписях упоминаются имена некоторых правителей, у нас есть первые надежные данные по индийской истории из подлинного источника того времени. Ашока продолжал завоевательную политику своих предшественников, и царствование его началось с завоевания Ориссы на востоке п-ова Индостан. Согласно надписям, этот военный поход оказался чрезвычайно кровопролитным. Он произвел неизгладимое впечатление на царя - убежденного сторонника буддизма, религиозные воззрения которого запрещали убивать даже животных.
После смерти Ашоки в 232 г. до н.э. династия Маурьев утратила былое значение, а страна на 500 лет попала под власть правителей разного происхождения. Так, сначала эллинистические цари Селевкиды, около 250 г. до н.э. захватившие Бактрию (совр. Северо-Восточный Иран и Северный Афганистан), продвинулись далеко на юг. Они создали государство в Гандхаре, откуда стали вторгаться в глубь Индии. Около 95 г. до н.э. их вытеснили из Индии саки, пришедшее из Центральной Азии племя кочевников. Позднее саков разбили парфяне, вынужденные, в свою очередь, уступить скифам. Однако при Маурьях государственность и соответствующие формы религиозных верований в Индии настолько упрочились, что все завоеватели рано или поздно превращались в индийцев. Правители принимали индийские имена, а их обращение в новую веру воспевалось в легендах.