Школьное образование

       Школьное преподавание возникло в Нижней Месопотамии около 3000 г. до н.э. в связи с изобретением (для нужд больших храмовых, а затем и царских хозяйств) шумерской письменности - сначала иероглифической, а затем более скорописной клинообразной. Писали на глиняных плитках углом среза тростниковой палочки. Особенности письменности обусловили обучение письму через зазубривание учеником списка знаков, а затем и текстов, путем многократного их переписывания (что и сохранило их до настоящего времени).
      Экзаменационные требования, предъявлявшиеся к выпускникам школы писцов (знаменитой "э-дубы"), показывают высокий уровень систематизации знаний.  Помимо самых разнообразных языковых разделов, музыки, песнопения, юридического и хозяйственного делопроизводства в школе писцов существовали и серьезные математические, в том числе и чисто прикладные разделы.

"Малая история искусств", М., 1976, стр. 76 "Die Technic. Von den Anfangen bis zur Gegenwart", Braunschweig, 1987, s. 41
Печать III династии Ура. Около 2112 г. до н.э. Табличка из апсидного сланца. Около 3000 г. до н.э.

      В шумеро-вавилонской системе знаний ведущая роль принадлежала "филологии", что было исторически обусловлено особенностями письма и произношения, переходом с шумерского языка на аккадский. Помимо "филологических" перечней, составлялись также пособия (перечни-таблицы) по праву, ботанике, медицине, минералогии, химической рецептуре, а также перечни звезд, богов и их храмов, математические таблицы и задачники. Естественно, эти понятия в применении к древневавилонским текстам весьма относительны, да и знания этого типа представлены слабо, что объясняется характером подготовки  писцов, в связи с чем, например, строительное дело, агротехника, ремесла и др. не входили "в программы", в школьные перечни за исключением отдельных сведений.