Школьное преподавание возникло в Нижней
Месопотамии около 3000 г. до н.э.
в связи с изобретением (для нужд больших
храмовых, а затем и царских хозяйств) шумерской
письменности - сначала иероглифической,
а затем более скорописной клинообразной.
Писали на глиняных плитках углом среза
тростниковой палочки. Особенности письменности
обусловили обучение письму через зазубривание
учеником списка знаков, а затем и текстов, путем
многократного их переписывания (что и
сохранило их до настоящего времени).
Экзаменационные
требования, предъявлявшиеся к выпускникам школы писцов
(знаменитой "э-дубы"),
показывают высокий уровень систематизации
знаний. Помимо самых разнообразных языковых
разделов, музыки, песнопения, юридического и
хозяйственного делопроизводства в школе писцов
существовали и серьезные математические, в
том числе и чисто прикладные разделы.
В шумеро-вавилонской системе знаний ведущая роль принадлежала "филологии", что было исторически обусловлено особенностями письма и произношения, переходом с шумерского языка на аккадский. Помимо "филологических" перечней, составлялись также пособия (перечни-таблицы) по праву, ботанике, медицине, минералогии, химической рецептуре, а также перечни звезд, богов и их храмов, математические таблицы и задачники. Естественно, эти понятия в применении к древневавилонским текстам весьма относительны, да и знания этого типа представлены слабо, что объясняется характером подготовки писцов, в связи с чем, например, строительное дело, агротехника, ремесла и др. не входили "в программы", в школьные перечни за исключением отдельных сведений.