В начале XX в. в Саккаре археологи вскрыли склеп древнеегипетского зодчего Хесира. Предполагается, что Хесира - современник Имхотепа, ибо в погребении были найдены печати фараона Джосера (XVIII в. до н.э.; Древнее царство).
В камере помещались 11 деревянных досок-панелей, исполненных рукой безупречного мастера, принятых египтологами за ложные двери. По-видимому, доски чередовались изображениями БА (реальное физическое тело) и КА (двойник, душа) в порядке возрастания фигуры зодчего.
![]() |
![]() |
Одна из панелей Хесира и анализ ее построения |
В результате
геометрического анализа было установлено, что
большой и малый жезлы в руках зодчего (панель №4)
соотносятся как 1:5 (сторона и диагональ).
Исследуя соразмерности доски Хесира,
архитектор И. П. Шмелев установил,
что прямоугольник, в который вписана фигура
зодчего - прямоугольник Золотого сечения, а
прямоугольник над ним (3:4) содержит египетский
треугольник с гипотенузой 5, больший жезл в
руках зодчего приравнен этой гипотенузе. В общей
соразмерности 1:2,944 закодирована триада Золотого
сечения, в которой особо выделена половина
третьего отрезка триады (0,118), играющая в
теоретических исследованиях И.П.Шмелева
главную роль. Существует предположение, что
зодчий Хеси - жрец храма
Ра за 28 веков до н.э. владел Золотым сечением
как общекосмическим феноменом гармонии.