Пропорциональный строй доски Хесира
объясняется соразмерностями 1:2 и 1:Ц2, а также элементарной операцией
деления отрезка в отношении Золотого
сечения. Чтобы получить все величины доски,
ее соразмерности и членения, достаточно
построить квадрат, разделить его пополам и
разделить двумя засечками в Золотом сечении
диагональ исходного квадрата. Сравнение
канонического чертежа двойного квадрата,
полученного делением квадрата пополам, и доски
объясняет размерности, логику,
последовательность построения композиции от
целого (ширина и длина доски) ко всем деталям.
Связанные удвоением линии дважды рассеченного
квадрата содержат в себе все нужные величины. Это
сторона АД=1, ее половина АЕ=1/2, диагональ AВ=Ц2, ее половина АМ=Ц2/2 и ее удвоение 2АВ=2Ц2, отрезки диагонали Ц2, полученные ее
делением в золоте А0=Ц2/Ф и ОВ=Ц2/Ф2,
и диагональ полуквадрата АС=Ц5/2.Отчетливо выявлена логика мастера,
которой подчинены отбор отрезков канона, их
место в композиции. Это геометрическое подобие,
основанное на повторении соразмерности 1 :Ц2; а заглубленное в
доску, как икона в ковчег, скульптурное
изображение и надпись обрамлены
прямоугольниками Ф (Золотое сечение) и 3:4.
Следуя исторической
канве, мы находим достаточно обоснованный ответ
на давно волнующий вопрос: как, откуда и
почему пришло в творческую деятельность
человека отношение Золотого сечения? Как
для определения малоконтрастных отношений
высоты и заложения ребра пирамиды египтяне
придумали метод геометрического сложения линий
двойного квадрата со стороной 2 ? Нетрудно
заметить: осуществляя сложение, метод
спонтанно осуществляет и вычитание стороны 1 из
диагонали Ц5.
Геометры, занятые исследованием соотношений
линий двойного квадрата,
не могли не обратить внимания на лежащую в
основании построенного чертежа триаду Ц5-1; 1; 2. Она содержит
связи, непригодные для определения положения
ребра пирамиды, но позволяет находить
гармоничные сочетания форм, приятные для зрения.
Так начали применять двойное "золото" (Ц5-1):1 и "золото" (Ц5-1):2. Естественно
предположить, что на этом историческом отрезке
Золотое сечение выступает как привлекательная
соразмерность, но не как закон, подчиняющий себе
принцип построения целого, и не как эстетическая
закономерность. Понять все это помогла доска
с изображением зодчего Хесира.
Геометрия и метрология
объединяются в парную меру.
Мера позволяла
зодчему указать каменщику словом, когда начинать
и где завершать кладку стен и столбов, величины
раскреповок, места и выносы карнизов, места и
размеры проемов; она позволяла предвидеть, как
сомкнется в пространстве системой сводов
сложная в плане форма здания, и обеспечивала
независимое, заблаговременное исполнение своей
доли труда плотниками и иконописцами. Все
приведено было ею в соответствие и гармонию.
![]() |
![]() |