В
Древнем Египте считалось, что мир
представляет собой хаос, первозданную пучину
вод - Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие
землю, небо, людей, животных и растения. Первым
богом было солнце, выступающее обычно в роли
демиурга. В одном из мифов говорится,
что из вод вышел холм, на котором распустился
цветок лотоса, а оттуда появилось дитя (солнце
- Ра), “осветившее землю, пребывавшую во
мраке”. В других мифах появление солнца
связывается с яйцом, снесённым на
поднявшемся из хаоса холме птицей “великий
Гоготун”. Существовал миф, согласно которому
солнце было рождено в виде телёнка огромной
коровой - небом. Наряду с этим существовали
представления о богине неба - женщине,
которая утром рождает солнце, вечером
проглатывает - в результате наступает ночь - и
следующим утром вновь рождает его.
Небесный свод обычно
изображался в виде коровы с телом,
покрытым звёздами, но иногда его
олицетворяли в образе женщины - богини
Нут, которая, изогнувшись дугой, концами
пальцев рук и ног касается земли. “Могуче сердце
твоё..., о Великая, ставшая небом... Наполняешь ты
всякое место своею красотою. Земля вся лежит пред
тобою - ты охватила её, окружила ты и землю, и все
вещи своими руками”, - говорится в "Текстах
пирамид". Существовали представления,
согласно которым небо - это водная
поверхность, небесный Нил, по
которому днём солнце обтекает землю. Под землёй
тоже есть Нил, по нему солнце,
спустившись за горизонт, плывёт ночью.
Воплощением земли в одних номах был бог Геб,
в других - Акер. Нил, протекавший на
земле, олицетворялся в образе бога Хапи,
который способствовал урожаю своими
благодатными разливами.
Сам Нил также населялся
добрыми и злыми божествами в образе животных:
крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов,
змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня -
владычица закромов и амбаров Рененутет,
почитавшаяся в образе змеи которая появляется на
поле во время жатвы, следя за тщательностью
уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога
виноградной лозы Шаи.
В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. В гелиопольском мифе бог Атум, отождествлённый с солнцем - Ра, появившийся из хаоса - Нуна (“создавший сам себя”), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов: пару Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у которых родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую "девятку" - эннеаду, почитавшуюся во всём Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта.
В мемфисском мифе о
сотворении мира, относящемся к Древнему царству, демиургом
выступает местный бог Птах. В отличие от
Атума, Птах, создавший первых восьмерых богов,
предварительно задумал творение в своём сердце
(сердце - “седалище мысли”) и назвал их имена своим
языком (Птах творил “языком и сердцем”, т. е.
мыслью и словом). Таким же образом он создал и
весь мир: землю и небо, люден, животных, растения,
города, храмы, ремёсла и искусства, учредил
культы богов. В этом мифе Птах наделён всеми
атрибутами царя. В период Нового царства с
возвышением XVIII (Фиванской) династии (XVI
-XIV вв. до н. э.) в качестве демиурга
утверждается отождествляемый с Ра.
Характерен для развитого египетского общества и другой миф в котором говорится, что люди - "стадо бога" - произошли из тела бога-творца (имя которого не называется) как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания - воздух, для пропитания - животных, птиц и рыб. По другим мифам (видимо, поздним), люди возникли из слез Ра или были вылеплены на гончарном круге Хнумом.
С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах - солярные мифы.