Древние цивилизации обладали большим практическим опытом, благодаря которому возводились грандиозные по размеру и замыслу сооружения, ими были выработаны конкретные знания в области математики, астрономии, медицины, которые транслировались по принципу исключительной принадлежности, от старшего к младшему по возрасту и рангу внутри касты жрецов. Знание - от Бога, покровителя касты, поэтому знание практически находилось в "застывшем " виде, оно не обсуждалось, критически не анализировалось, оно было исключительно рецептурным. Обучение строилось по принципу передачи готовых детерминированных алгоритмов. Этот способ передачи знания внутри профессиональной и социальной групп, определяется моделью в которой место индивида занимает коллективный обобщенный хранитель. Ярким представителем подобной модели являлась египетская цивилизация. Для цивилизаций Междуречья, Индии и Китая характерны более динамичные процессы накопления и обновления знания.
В целом знания древних
цивилизаций носили прикладной характер,
им были не свойственны фундаментальность,
теоретичность и системность
(в современном смысле этих терминов). Знания
нужны были исключительно для повседневной жизни,
а также для исполнения религиозных обрядов. Даже
в точных науках - математике, астрономии не было
различия между точным и приближенным
решениями задач - любое решение оказывалось приемлемым,
если оно приводило к желаемым результатам. Даже
решение сложных математических задач с
использованием многостепенных уравнений,
решение частных проектных проблем не
выводило жрецов, тогдашних носителей знания,
на необходимость обобщений, создание
логического инструмента исследований, создания
системы доказательств, так как в этом случае
знание теряло бы свою сакральность.