Вывод по теме06d.gif (455 bytes)

Знания и уровень технологического развития древних цивилизаций
(Выводы и обобщение)

    Древние цивилизации обладали большим практическим опытом, благодаря которому возводились грандиозные по размеру и замыслу сооружения, ими были  выработаны конкретные знания в области математики, астрономии, медицины, которые  транслировались по принципу  исключительной принадлежности, от старшего к младшему по возрасту  и рангу внутри касты жрецов. Знание - от Бога, покровителя касты, поэтому знание практически находилось в "застывшем " виде, оно не обсуждалось, критически не анализировалось, оно было исключительно рецептурным. Обучение строилось по принципу передачи готовых детерминированных алгоритмов. Этот способ передачи знания внутри профессиональной и социальной групп, определяется моделью в которой место индивида занимает коллективный обобщенный хранитель. Ярким представителем подобной модели являлась египетская цивилизация. Для цивилизаций Междуречья, Индии и Китая характерны более динамичные процессы накопления и обновления знания.

Рельеф из погребального комплекса Мерирука (Египет)      В целом знания древних цивилизаций носили прикладной характер, им были не свойственны фундаментальность, теоретичность  и  системность (в современном смысле этих терминов). Знания нужны были исключительно для повседневной жизни, а также для исполнения религиозных обрядов. Даже в точных науках - математике, астрономии не было различия между точным и приближенным решениями задач - любое решение оказывалось приемлемым, если оно приводило к желаемым результатам. Даже решение сложных математических задач с использованием  многостепенных уравнений, решение частных проектных проблем  не выводило жрецов, тогдашних носителей знания,   на необходимость обобщений, создание логического инструмента исследований, создания системы доказательств,  так как в этом случае знание теряло бы свою сакральность. Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин. Концепции современного естествознания. М., 1998.

Вывод по теме06d.gif (455 bytes)