Вывод по теме

Научная и техническая культура Античности
(Выводы и обобщение)

     Утверждение общезначимого гражданского права означало секуляризацию общественной жизни, высвобождение ее из-под власти религиозных и мистических представлений. Отношение к закону не как к слепой силе, продиктованной свыше, а как к демократической норме, принятой большинством в процессе всенародного обсуждения, основывалось на риторике, искусстве убеждения и аргументации. Останки г. Помпеи (Италия)Все входящее в интеллектуальную сферу, подлежало обоснованию, каждый имел право на особое мнение, это приводило к осознанию того факта, что истина является  не продуктом догматической веры, принимаемым в силу авторитета, а результатом рационального доказательства, основанного на аргументах и понимании. Сформировался аппарат логического рационального обоснования, превратившийся в универсальный алгоритм производства знания в целом, в инструмент передачи знания от индивида в общество -   появилась наука как доказательное знание.

     Важным шагом   становления науки был отказ от материально-практического отношения к действительности  и порождение идеализации.   В  Греции возникли такие формы познавательной деятельности как: систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем  развивалась  наука.

Аппиева дорога (Италия)    Важнейшим результатом греческой мысли явилось объективное рассмотрение природы как реальности, независимой от политических интересов и моральных норм. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Все это в значительной степени объясняет независимость греческой науки и философии от мифологии, из недр которой они вышли. Шел процесс трансформации   мифологических представлений в теоретическое мышление.

    Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. В ее основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Свое завершение  программа получила в философии Платона, который нарисовал   картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи, творцом всего является Бог-демиург.

    Второй научной программой античности стал атомизм, основателями которого были  Левкипп и ДемокритАтомизм являлся физической программой, так как наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе - движение атомов.

Архимед (фрагмент римской мозаики)    Программа Аристотеля стала, третьей научной программой античности.  Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей.   В его теории  воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Заслугой Аристотеля явилось  постановка на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата и систематизация накопленных  знаний.

    Все дальнейшее развитие науки  было развитием и преобразованием этих научных программ. Античная наука  это  еще не наука в современном смысле слова: еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики в рамках физики - это разные науки, между которыми нет точек соприкосновения; еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно - объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента. Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин. Концепции современного естествознания. М., 1998.

Вывод по теме