Уровень технического и технологического развития в древних цивилизациях

      По мнению большинства историков науки,  включение данной темы в курс не логично, поскольку они придерживаются жесткой позиции об истоках науки с ХVII в. или, в крайнем случае, с античности. При этом, как нам представляется, историки  отходят от принципа историзма и соответствующей связи явлений. Включение темы в курс необходимо для показа исторической обусловленности появления науки именно в XVII в. и ее тесной, но отнюдь не линейной, связи с тем, что неопределенно называется "естественнонаучные представления древних цивилизаций".

    Науки в то время не существовало, следовательно,  нет и "однозначных" источников. Все имеющиеся источники - это источники по истории единой недифференцированной культуры.

    Обычно выделение предмета историко-научного рассмотрения проводится упрощенно: идентифицируются известные термины и процедуры и устанавливается прямая связь – начала математики, начала ботаники и т.д. Такой подход вряд ли адекватен, но других нет, и поиск их - актуальная методологическая проблема.
    Стратегической целью раскрытия темы является попытка приблизиться к пониманию не столько истоков науки  в древних цивилизациях, сколько к формированию в них самой "научности" и ее различия от других форм познавательной деятельности. В связи с этим необходимо "собрать в одном месте"   материал по естественнонаучным и технологическим представлениям периода, провести его самую первичную систематизацию, попытаться на конкретном материале показать первичные процессы выделения, появления и формирования рационального, очищающегося от культа, знания о мире и человеке.

    Предмет изучения темы – естественнонаучные представления и технологические знания древних цивилизаций. В силу синкретичности древних культур он столь нечеток и трудно уловим, что  необходимо  систематизировать существующие точки зрения по нескольким критериям, которые могут быть выражены через ряд оппозиций.

Критерий наибольшей общности:

Критерий средней общности:

Частные критерии: