По мнению большинства историков науки, включение данной темы в курс не логично, поскольку они придерживаются жесткой позиции об истоках науки с ХVII в. или, в крайнем случае, с античности. При этом, как нам представляется, историки отходят от принципа историзма и соответствующей связи явлений. Включение темы в курс необходимо для показа исторической обусловленности появления науки именно в XVII в. и ее тесной, но отнюдь не линейной, связи с тем, что неопределенно называется "естественнонаучные представления древних цивилизаций".
Науки в то время не существовало, следовательно, нет и "однозначных" источников. Все имеющиеся источники - это источники по истории единой недифференцированной культуры.
Обычно выделение предмета историко-научного
рассмотрения проводится упрощенно:
идентифицируются известные термины и процедуры
и устанавливается прямая связь – начала
математики, начала ботаники и т.д. Такой подход
вряд ли адекватен, но других нет, и поиск их - актуальная
методологическая проблема.
Стратегической целью раскрытия темы
является попытка приблизиться к пониманию
не столько истоков науки в древних
цивилизациях, сколько к формированию в
них самой "научности" и ее различия
от других форм познавательной деятельности.
В связи с этим необходимо "собрать в одном
месте" материал по естественнонаучным и
технологическим представлениям периода,
провести его самую первичную систематизацию,
попытаться на конкретном материале показать
первичные процессы выделения, появления и формирования рационального,
очищающегося от культа, знания о мире и человеке.
Предмет изучения темы – естественнонаучные
представления и технологические знания древних
цивилизаций. В силу синкретичности древних
культур он столь нечеток и трудно уловим, что
необходимо систематизировать существующие
точки зрения по нескольким критериям, которые
могут быть выражены через ряд оппозиций.
Критерий наибольшей общности:
естественнонаучных знаний не было - они были;
естественнонаучные знания были отрывочны и примитивны - они же были системны и высокого уровня;
естественнонаучные представления формировались независимо в каждой цивилизации - они же имели один центр формирования;
все естественнонаучные представления являются производимыми от культа - не все из них могут быть так определены.
Критерий средней общности:
астрономия возникла из нужд составления календаря - календарь появился как результат астрономических наблюдений;
математика появилась как результат практической деятельности - математические знания имели достаточно независимый характер развития.
Частные критерии:
египетские пирамиды строились целиком из каменных блоков - они же есть результат облицовки скальных оснований;
"доски" из захоронения Хеси Ра - художественное произведение - они же информационная модель древнеегипетского канона.