Специфические формы религии первобытного общества

Малая история искусств. М., 1973. С. 88.
Ритуал вызывания
дождя
Бог дождя (женского пола ), Солнце, Небо - мужское начало; Земля - женское; Дождь - оплодотворение

Смысл жизни и  ее цель  человек  видел именно в ритуале, основной общественной и экономической деятельности человеческого коллектива. Здесь нужно понимать и так называемый прагматизм первобытного человека, который ориентирован на ценности знакового порядка в гораздо большей степени, чем на материальные ценности, хотя бы в силу того что последние определяются первыми, но не наоборот.

Малая история искусств. М., 1973.
Сцена охоты
Связь мотивов охоты и
эротической символики

Прагматичность ритуала объясняется прежде всего тем, что он является главной операцией по сохранению "своего" Космоса, управлению им, проверке действенности его связей с космологическими принципами (степень соответствия). Отсюда - первостепенная роль ритуала в мифопоэтической модели мира, установка на операционализм для тех, кто пользуется этой моделью. Только в ритуале достигается высший уровень сакральности и одновременно обретается чувство наиболее интенсивного переживания сущего, особой жизненной полноты, собственной укорененности в данном универсуме. Стержневым местом в жизни архаичных коллективов   являются:  ритуал, таинство, священнодействие.

Малая история искусств. М., 1973.
Поклонение буйволу
Буйвол как тотем

К специфическим формам религии первобытного общества относятся:

тотемизм - вера в существование тесной связи между родовой группой и тотемом - животным, растениям  или даже явлениям природы. Тотему поклонялись и создавали ритуалы;

анимизм - вера в сверхестественные существа,   заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи);

фетишизм - вера в сверхестественные свойства неодушевленных предметов, орудий труда или специально изготовленных предметов;

магия - вера в способность человека воздействовать на природу.