![]() |
Ритуал
вызывания дождя Бог дождя (женского пола ), Солнце, Небо - мужское начало; Земля - женское; Дождь - оплодотворение |
Смысл жизни и ее цель человек видел именно в ритуале, основной общественной и экономической деятельности человеческого коллектива. Здесь нужно понимать и так называемый прагматизм первобытного человека, который ориентирован на ценности знакового порядка в гораздо большей степени, чем на материальные ценности, хотя бы в силу того что последние определяются первыми, но не наоборот.
![]() |
Сцена охоты Связь мотивов охоты и эротической символики |
Прагматичность ритуала объясняется прежде всего тем, что он является главной операцией по сохранению "своего" Космоса, управлению им, проверке действенности его связей с космологическими принципами (степень соответствия). Отсюда - первостепенная роль ритуала в мифопоэтической модели мира, установка на операционализм для тех, кто пользуется этой моделью. Только в ритуале достигается высший уровень сакральности и одновременно обретается чувство наиболее интенсивного переживания сущего, особой жизненной полноты, собственной укорененности в данном универсуме. Стержневым местом в жизни архаичных коллективов являются: ритуал, таинство, священнодействие.
![]() |
Поклонение
буйволу Буйвол как тотем |
К специфическим формам религии первобытного общества относятся:
тотемизм - вера в существование тесной связи между родовой группой и тотемом - животным, растениям или даже явлениям природы. Тотему поклонялись и создавали ритуалы;
анимизм - вера в сверхестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи);
фетишизм - вера в сверхестественные свойства неодушевленных предметов, орудий труда или специально изготовленных предметов;
магия - вера в способность человека воздействовать на природу.