Первоначально астральные
мифы и рисунки представляются
исследователям как хаотическое смешение
разнородных (в понимании и трактовке
классических научных классификаций) явлений, как
нечто чуждое логике современного мышления.
Эта иллюзия длится до тех пор, пока изучение
астральных мифов и рисунков в качестве реального
предмета исследования обращено к уровню
индивида, изъятого из временной динамики
специфических общественных и экологических
условий жизнедеятельности первобытных
коллективов.
Сюжеты астральных мифов и рисунков в
период палеолита трактуются как первоначальные
астрономические, биологические, математические
знания, соответствие которых реальным
явлениям объективного мира не вызывает сомнений.
Эти древнейшие представления о мире
взаимосвязаны отнюдь не хаотически, не
мистически, не по какому-то субъективному
произволу, а прежде всего логикой их реальной
практической ориентации на удовлетворение
специфических потребностей людей палеолита
- потребностей, тесно связанных с цикличностью
природных процессов, соотносимых с реальным
астрономическим временем.
Разумеется,
первоначальный природоведческий "каркас"
астральных мифов и рисунков мог быстро обрастать
ассоциировавшимися с ним причудливыми художественными
образами и магико-религиозными представлениями.
Вместе с тем невозможно доказать
противоположный тезис: происхождение знания
из магической фантазии. Никакое суеверие
(магическое, астрологическое) не могло бы
обеспечить построение достаточно четких в
математическом и астрономическом отношениях,
сложных в техническом и художественном
отношениях промысловых и родовых календарей
палеолита.
![]() |
Солнце и планеты |
Орнаментально-геометрическая компоновка последних в итоге выражает те же идеи, что и центральные композиции пещерных монументальных ансамблей, в которых, в свою очередь, фигуры быков и лошадей и ряды счетно-календарных знаков даны то порознь, то налегающими друг на друга. Это также свидетельствует об известной самостоятельности зачаточно-научных представлений палеолита и об их взаимосвязях с художественно-эстетическими сторонами астральных мифов и рисунков.
К концу палеолита представления о природе не ограничивались обширным кругом точных эмпирических знаний. Было достигнуто, по-видимому, нечто большее: сформировались идея Вселенной как единого целого, семиричная "модель мира" с тремя вертикальными и четырьмя горизонтальными делениями, выделялись четыре стихии, сходные с "первоэлементами" древнегреческих космологических концепций (вода, земля, воздух, огонь).