Космологические модели мира

Казанский Университет. Музей.
Рисунок на бубне.
Преставление человека о
его месте в мироздании

Первоначально астральные мифы и рисунки представляются исследователям как хаотическое смешение разнородных (в понимании и трактовке классических научных классификаций) явлений, как нечто чуждое логике современного мышления. Эта иллюзия длится до тех пор, пока изучение астральных мифов и рисунков в качестве реального предмета исследования обращено к уровню индивида, изъятого из временной динамики специфических общественных и экологических условий жизнедеятельности первобытных коллективов.  
    Сюжеты астральных мифов и рисунков в период палеолита  трактуются как первоначальные астрономические, биологические, математические знания, соответствие которых реальным явлениям объективного мира не вызывает сомнений. Эти древнейшие представления о мире взаимосвязаны отнюдь не хаотически, не мистически, не по какому-то субъективному произволу, а прежде всего логикой их реальной практической ориентации на удовлетворение специфических потребностей людей палеолита - потребностей, тесно связанных с цикличностью природных процессов, соотносимых с реальным астрономическим временем.       

Музей антропологии и этнографии. С.- Петербург.
Алтайский бубен
с моделью мира
Северный музей. Стокгольм.
Трехчастное деление мира
на Саамском шаманском бубне

   Разумеется, первоначальный природоведческий "каркас" астральных мифов и рисунков мог быстро обрастать ассоциировавшимися с ним причудливыми художественными образами и магико-религиозными представлениями. Вместе с тем невозможно доказать противоположный тезис: происхождение знания из магической фантазии. Никакое суеверие (магическое, астрологическое) не могло бы обеспечить построение достаточно четких в математическом и астрономическом отношениях, сложных в техническом и художественном отношениях промысловых и родовых календарей палеолита.
  

 Голан А. Миф и символ. М., 1994.
Солнце и планеты

Орнаментально-геометрическая компоновка последних в итоге выражает те же идеи, что и центральные композиции пещерных монументальных ансамблей, в которых, в свою очередь, фигуры быков и лошадей и ряды счетно-календарных знаков даны то порознь, то налегающими друг на друга. Это также свидетельствует об известной самостоятельности зачаточно-научных представлений палеолита и об их взаимосвязях с художественно-эстетическими сторонами астральных мифов и рисунков.

    К концу палеолита представления о природе не ограничивались обширным кругом точных эмпирических знаний. Было достигнуто, по-видимому, нечто большее: сформировались идея Вселенной как единого целого, семиричная "модель мира" с тремя вертикальными и четырьмя горизонтальными делениями, выделялись четыре стихии, сходные с "первоэлементами" древнегреческих космологических концепций (вода, земля, воздух, огонь).