В силу операциональности определения объектов в мифопоэтическом
мышлении (как это сделано? как произошло?
почему?) актуальная картина мира связывается с космологическими
схемами и с "историческими" преданиями,
которые рассматриваются как прецедент, служащий
образцом для воспроизведения. Неразрывная
двуединая связь диахронии и синхронии -
неотъемлемая черта первобытных представлений о
мире.
Человеческое общество в
первобытных представлениях выступает как
сложное сочетание элементов с космологической
телеологией. Для первобытного сознания все космологизовано,
поскольку все входит в состав Космоса,
который образует высшую ценность внутри мифопоэтического
универсума. Существенно, реально лишь то,
что сакрализовано (сакрально отмечено), а
сакрализовано лишь то, что составляет часть
Космоса. Эта всесакральность и
"безбытность" составляют одну из
характерных черт мифопоэтической модели
мира.
Люди не выделяли себя из окружающей их природы.
Кормовая территория, растения, животные и само
племя - это единое целое. Природе
приписывались человеческие свойства, вплоть до
кровно-родственной организации и
дуалистического разделения на две взаимобрачные
половины. "Людям характерны свойства
природы, вплоть до воспроизведения
стихийных явлений".
Южноскандинавские наскальные изображения эпохи бронзы
![]() |
Культовая процессия | ![]() |
Культовая ладья | ![]() |
Обряд священного брака |
![]() |
Солярные знаки | ![]() |
Ритуальная пахота | ![]() |
Борьба между богом- лучником и богом с топором |
Наиболее часто встречающиеся изображения:
- солярные повозки; - лук и стелы; |
- плуг и использование
животных; - каменный топор, ладья. |
Только в сакрализованном мире известны правила его организации, относящиеся к структуре пространства и времени, к соотношению причин и следствий. Вне этого мира - хаос, царство случайностей, отсутствие жизни. Для мифопоэтического взгляда характерно признание негомогенности пространства и времени. Высшей ценностью (максимум сакральности) обладает та точка в пространстве и времени, где и когда совершился акт творения, т.е. центр мира, место, где проходит мировая ось (axis mundi), где стоят разные варианты земного образа космической структуры - "мирового дерева" (дерево жизни, небесное дерево, дерево предела, шаманское дерево и т.д.), где находятся мировая гора, башня, столп, трон, камень, алтарь, очаг и т.п. - все то, что кратчайшим образом связывает землю и человека с Небом и Творцом.
Эти сакральные точки (пространственная и временная) вписаны в серию все увеличивающихся и друг в друга входящих пространств, которые по мере удаления от центра становятся все менее и менее сакральными (жертва на алтаре - храм - поселение - своя страна и т.д.). Соответственно строится и образ творения - ритуал. Исходное положение: мир распался в Хаосе, задача - интегрировать Космос из его составных частей, зная правила отождествления этих частей и частей жертвы, в частности человеческой; далее - произнесение жрецом текста, содержащего эти отождествления, над жертвой, находящейся на алтаре, соответствующем центру мира; наконец, - принятие жертвы, преобразующее синтез Космоса.