Качественно новым археологическим материалом, появляющимся вместе с новым биологическим видом человека, являются изображения - скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе. Освоение этого нового вида деятельности - художественного творчества - величайшее открытие человека. Создание первых "произведений искусства" не являлось искусственной имитацией трудовой деятельности, а было вызвано потребностью в самовыражении.
С древним искусством, через пиктограммы, связывают появление письменности, развитие речи, всех форм социализации и коммуникации. Первобытное искусство, как и вся первобытная культура в целом, было синкретичным и изображение было органично включено в другие формы жизнедеятельности: миф, ритуал, танец, хозяйственную деятельность. Вместе с тем познавательная функция (помимо других функций) в силу специфики изображения наиболее адекватно представлена именно в изобразительном искусстве первобытного человека. Прежде всего изображения свидетельствуют, что с самого начала человеческой истории, помимо (вне, до и т.д.) науки, возникают концепции мира в высшей степени символические и являвшиеся результатом отвлеченного мышления, в языке описываемые в мифопоэтической форме.
Приблизительная датировка | Периоды | Мобильное искусство | Живопись, петроглифы и рельефы |
---|---|---|---|
Ок. ХХХV тыс. до н.э. |
Шательперонский | Насечки на кости и камне, первые предметы украшения. |
|
Ок. ХХХ тыс. до н.э. |
Ориньякский | Первые изображения, выгравированные и написанные красками на каменных плитках: Белькайр, Ла Ферраси, Истюриц. |
|
Ок. ХХV тыс. до н.э. |
Граветтский | Плитки с гравированными и живописными изображениями: Лабатю, Истюриц, Верхняя Ложери. Палеолитические "венеры" |
Первые изображения на стенах пещер: Пернон-Пер, Гарга, Ла Грез. |
Ок. ХVIII тыс. до н.э. Ок. ХV тыс. до н.э. |
Солютрейский Мадленский(ранний) |
Гравированные и живописные изображения на камне и кости: Бурдель, Эль Парпалло, Истюриц. |
Рельефы: Рок де Сер и Бурдел. Живопись и петроглифы в пещерах Ласко, Пеш Мерль, Ла Пасьега, Эббу, Капова пещера. |
Ок. ХII тыс. до н.э. |
Мадленский(средний) | "Жезлы", копьеметалки и другие декорированные предметы: Нижняя Ложери, Ла Мадлен, Арюди, Брюникель, Истюриц, Эль Кастильо. |
Живопись и петроглифы: Ла Мадлен, Альтамира, Фон де Гом, Комбарелль, Бернифаль, Марсула, Ле Портель, Пиндаль, Руфиньяк, Лабастид, Ньо, Труа Фрер, Монтеспан. |
Ок. Х тыс. до н.э. |
Мадленский(поздний) | Различные предметы, украшенные изображениями и орнаментами: Ла Мадлен, Виллепин, Истюриц, Лимейль. |
Живопись и петроглифы: Тейжа, Лимейль. |
Мезолит Ок. VIII тыс. до н.э. |
Азильский(Масдазильский) | Гальки со схематическими знаками: Мас д'Азиль. |
Наскальное искусство Восточной Испании, расцвет между VIII-V тыс. до н.э. |
Неолит Ок. IV тыс. до н.э. |
(Западная Европа) | Декорированные керамические сосуды, женские статуэтки и фигурки животных: Италия, Болгария, Румыния, Чехословакия, Венгрия, Украина. |
Древние наскальные изображения севера Скандинавии, петроглифы Онежского озера и Белого моря. (Поздние наскальные изображения Северной Европы относятся к эпохе металла). |
Считается, что первобытное искусство начинается
с первых натуралистических изображений на
стенах палеолитических пещер - оттисков
человеческой руки и беспорядочных переплетений
волнистых линий, продавленных в сырой глине
пальцами той же руки ("макароны" и
"меандры"). Параллельно с этим
появляются и схематические тенденции, которые в
последнем периоде палеолитического искусства
становятся доминирующими, прежде всего в форме геометрических
рисунков. В монументальном пещерном искусстве
палеолита минеральные краски (в
основном красно-желтого участка спектра) служили
для нанесения аналогично сгруппированных по счетно-календарному
принципу серий пятен внутри контуров их
фигур. Ярким свидетельством тому служат пещерные
комплексы с полихромными росписями Альтамиры
(на севере Испании), Ляско (Франция),
абсолютный возраст которых определяется
радиоуглеродным анализом в 15 тысячелетий.
В верхнем (или позднем)
палеолите людей современного типа развитие
изобразительного искусства имело ряд черт,
позволяющих выявить отражавшиеся в них довольно
сложные сюжеты мифов о людях, животных,
небесных светилах. О развитии солярной
символики в этот период свидетельствуют
костяные и каменные круги и диски с
радиально расходящимися лучами, круги с точкой в
центре. Иногда солярные круги
чередуются с полумесяцами как элементы резного
орнамента на полукруглых багетах из рога
северного оленя. Орнаменты и фрески
палеолита в их "космобиологических" мотивах
явно обнаруживают календарный подтекст.
Произведения первобытного искусства
развивались от простых геометрических
насечек и узоров на орудиях до ритуальных
статуэток. В период мезолита
место животного в центре внимания
первобытного художника занимает человек.
Там над всем довлеет предмет, его весомость,
материальность, его цвет и объем, здесь все
внимание поглощено действием, движением.
Композиции наскальной живописи становятся многофигурными.
В неолите повсеместно прослеживается тенденция
развития изобразительных форм от воспроизведения,
имитации и осмысления живых,
индивидуальных, естественных форм и конкретных
ситуаций к явлениям общего порядка, к общей сухой
схеме и в конечном счете к знаку.
Эстетическая,
познавательная и другие функции искусства
постепенно отходят на задний план, уступая место
коммуникативной, идеологической, мемориальной.
С конца неолита
искусство обогащается все новыми и новыми
сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык,
становясь более общим, емким, теряет свою
выразительность, остроту, эмоциональность.
Завершается один из циклов процесса постижения
окружающего мира: "Когда дух схвачен,
образ отбрасывается".