Свидетельства творческой деятельности

        Качественно новым археологическим материалом, появляющимся вместе с новым биологическим видом человека, являются изображения - скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе. Освоение этого нового вида деятельности - художественного творчества - величайшее открытие человека. Создание первых "произведений искусства" не являлось искусственной имитацией трудовой деятельности, а было вызвано потребностью в самовыражении.

        С древним искусством, через пиктограммы, связывают появление письменности, развитие речи, всех форм социализации и коммуникации.  Первобытное искусство, как и вся первобытная культура в целом, было синкретичным и изображение было органично включено в другие формы жизнедеятельности: миф, ритуал, танец, хозяйственную деятельность. Вместе с тем познавательная функция (помимо других функций) в силу специфики изображения наиболее адекватно представлена именно в изобразительном искусстве первобытного человека. Прежде всего изображения свидетельствуют, что с самого начала человеческой истории, помимо (вне, до и т.д.) науки, возникают концепции мира в высшей степени символические и являвшиеся результатом отвлеченного мышления, в языке описываемые в мифопоэтической форме.   

Приблизительная датировка Периоды Мобильное искусство Живопись, петроглифы и рельефы
Ок. ХХХV тыс.
до н.э.
Шательперонский

Насечки на кости и камне, первые предметы украшения.

 
Ок. ХХХ тыс.
до н.э.
Ориньякский

Первые изображения, выгравированные и написанные красками на каменных плитках: Белькайр, Ла Ферраси, Истюриц.

 
Ок. ХХV тыс.
до н.э.
Граветтский

Плитки с гравированными и живописными изображениями: Лабатю, Истюриц, Верхняя Ложери. Палеолитические "венеры"

Первые изображения на стенах пещер: Пернон-Пер, Гарга, Ла Грез.

Ок. ХVIII тыс.
до н.э.
Ок. ХV тыс.
до н.э.
Солютрейский
Мадленский(ранний)

Гравированные и живописные изображения на камне и кости: Бурдель, Эль Парпалло, Истюриц.

Рельефы: Рок де Сер и Бурдел. Живопись и петроглифы в пещерах Ласко, Пеш Мерль, Ла Пасьега, Эббу, Капова пещера.

Ок. ХII тыс.
до н.э.
Мадленский(средний)

"Жезлы", копьеметалки и другие декорированные предметы: Нижняя Ложери, Ла Мадлен, Арюди, Брюникель, Истюриц, Эль Кастильо.

Живопись и петроглифы: Ла Мадлен, Альтамира, Фон де Гом, Комбарелль, Бернифаль, Марсула, Ле Портель, Пиндаль, Руфиньяк, Лабастид, Ньо, Труа Фрер, Монтеспан.

Ок. Х тыс.
до н.э.
Мадленский(поздний)

Различные предметы, украшенные изображениями и орнаментами: Ла Мадлен, Виллепин, Истюриц, Лимейль.

Живопись и петроглифы: Тейжа, Лимейль.

Мезолит
Ок. VIII тыс.
до н.э.
Азильский(Масдазильский)

Гальки со схематическими знаками: Мас д'Азиль.

Наскальное искусство Восточной Испании, расцвет между VIII-V тыс. до н.э.

Неолит
Ок. IV тыс.
до н.э.
(Западная Европа)

Декорированные керамические сосуды, женские статуэтки и фигурки животных: Италия, Болгария, Румыния, Чехословакия, Венгрия, Украина.

Древние наскальные изображения севера Скандинавии, петроглифы Онежского озера и Белого моря. (Поздние наскальные изображения Северной Европы относятся к эпохе металла).

        Считается, что первобытное искусство начинается с первых натуралистических изображений на стенах палеолитических пещер - оттисков человеческой руки и беспорядочных переплетений волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки ("макароны" и "меандры"). Параллельно с этим появляются и схематические тенденции, которые в последнем периоде палеолитического искусства становятся доминирующими, прежде всего в форме геометрических рисунков. В монументальном пещерном искусстве палеолита минеральные краски (в основном красно-желтого участка спектра) служили для нанесения аналогично сгруппированных по счетно-календарному принципу серий пятен внутри контуров их фигур. Ярким свидетельством тому служат пещерные комплексы с полихромными росписями Альтамиры (на севере Испании), Ляско (Франция), абсолютный возраст которых определяется радиоуглеродным анализом в 15 тысячелетий.
        В верхнем (или позднем) палеолите людей современного типа развитие изобразительного искусства имело ряд черт, позволяющих выявить отражавшиеся в них довольно сложные сюжеты мифов о людях, животных, небесных светилах. О развитии солярной символики в этот период свидетельствуют костяные и каменные круги и диски с радиально расходящимися лучами, круги с точкой в центре. Иногда солярные круги чередуются с полумесяцами как элементы резного орнамента на полукруглых багетах из рога северного оленя. Орнаменты и фрески палеолита в их "космобиологических" мотивах явно обнаруживают календарный подтекст.

Трипольская статуэтка

       Произведения первобытного искусства развивались от простых геометрических насечек и узоров на орудиях до ритуальных статуэток.  В период мезолита место животного в центре внимания первобытного художника занимает человек. Там над всем довлеет предмет, его весомость, материальность, его цвет и объем, здесь все внимание поглощено действием, движением. Композиции наскальной живописи становятся многофигурными. В неолите повсеместно прослеживается тенденция развития изобразительных форм от воспроизведения, имитации и осмысления живых, индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций к явлениям общего порядка, к общей сухой схеме и в конечном счете к знаку.
        Эстетическая, познавательная и другие функции искусства постепенно отходят на задний план, уступая место коммуникативной, идеологической, мемориальной.  
       
        С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь более общим, емким, теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность. Завершается один из циклов процесса постижения окружающего мира: "Когда дух схвачен, образ отбрасывается".