К середине ХХ в. в философии науки интерес от вопроса структуры естественнонаучного знания смещается к вопросу о механизмах его развития, ставится задача построения логики развития научных теорий на основе тщательного изучения реальной эмпирической истории науки.
В результате начинается интенсивный рост так называемых некумулятивных моделей науки, противостоящих кумулятивным моделям позитивистов.
Суть кумулятивизма точно охарактеризовал М.Бунге: "Любая историческая
последовательность научных теорий является
возрастающей в том смысле, что каждая новая
теория включает... предшествующие теории. И в
этом процессе ничто и никогда не теряется; по
существу, указанная точка зрения предполагает
непрерывный рост в виде аддитивной
последовательности теорий, сходящихся к
некоторому пределу, объединяющему все теории в
единое целое". Однако к 50-м годам, время,
когда стало складываться постпозитивистское
направление в философии науки, такое
представление о росте научного знания стало уже
непопулярным. Работы историков науки,
исследовавшие концептуальные сдвиги,
совершившиеся в период научной революции XVII в.,
а также аналогичные исследования новейшей
революции в физике убедительно показали, что
кумулятивистская схема неприложима к реальной
истории науки. Прогресс науки
сопровождается существенными потерями.
Т.Кун (1922 - 1996) резко выступил
против "кумулятивной модели развития",
т.е. развития через накопления.
Т.Кун
из анализа истории научных революций,
связанных с именами Коперника,
Ньютона, Лавуазье, Эйнштейна, выдвинул
свою некумулятивную модель развития науки,
в центре которой стоит тезис о несоизмеримости
теорий, конкурирующих между собой в период
научной революции. Под
"несоизмеримостью" теорий он подразумевает
невозможность сопоставить их друг с другом ни
как истинную и ложную, ни как более общую и ни как
менее общую.
Основными элементами куновской модели являются "парадигма", "научное сообщество" и деление развития науки на две фазы: "аномальную" (по сути - революционную) и "нормальную".
Парадигма и научное сообщество -
взаимосвязанные элементы, не существующие
друг без друга. С одной стороны, научные
сообщества являются носителями парадигм, с
другой, - парадигма - основа самоидентификации и
воспроизводства научного сообщества. "Под
парадигмами я подразумеваю,- говорит Т.Кун,-
признанные всеми научные достижения, которые в
течение определенного времени дают научному
сообществу модель постановки проблем и их
решений".
Парадигма
располагает обоснованными ответами на вопросы:
каковы фундаментальные сущности, из которых
состоит универсум? Как они взаимодействуют друг
с другом и с органами чувств? Какие вопросы
ученый имеет право ставить в отношении таких
сущностей и какие методы могут быть использованы
для их решения? Все это вводится в сознание
неофита соответствующим научным сообществом в
ходе получения профессионального образования.
Эту картину дополняет
шокировавшее многих сведение сути
"нормальной" науки к "наведению
порядка" и "решению головоломок".
"Именно наведением порядка,- пишет Т.Кун,- занято большинство
ученых в ходе их научной деятельности. Вот это и
составляет то, что я называю здесь нормальной
наукой. При ближайшем рассмотрении этой
деятельности... создается впечатление, будто бы природу
пытаются "втиснуть" в парадигму, как в
заранее сколоченную и довольно тесную коробку.
Цель нормальной науки ни в коей мере не требует
предсказания новых видов явлений: явления,
которые не вмещаются в эту коробку, часто, в
сущности, вообще упускаются из виду. Ученые в
русле нормальной науки не ставят себе цели
создания новых теорий... Напротив, исследование в
нормальной науке направлено на разработку тех
явлений и теорий, существование которых
парадигма заведомо предполагает...Эти три класса
проблем - установление значительных фактов,
сопоставление фактов и теории, разработка теории
- исчерпывают...поле нормальной науки, как
эмпирической, так и теоретической".
Термин "парадигма" тесно связан с понятием "нормальной науки", - писал Кун. Вводя этот термин, он имел в виду, что некоторые общепринятые примеры практического применения и необходимое оборудование в совокупности дают такие модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования.
Научная революция, или "аномальная"
фаза в развитии науки, состоит в смене
лидирующей парадигмы. В силу
несоизмеримости парадигм их конкуренция
происходит как конкуренция научных сообществ и победа
определяется не столько внутринаучными, сколько
социокультурными или даже
социально-психологическими процессами. "Сами
по себе наблюдения и опыт еще не могут определить
специфического содержания науки, - говорит Кун.- Формообразующим
ингридиентом убеждений, которых придерживается
данное научное сообщество в данное время, всегда
являются личные и исторические факторы". Конкуренция между различными
группами научного сообщества является
единственным историческим процессом, который
эффективно приводит к отрицанию некоторой ранее
принятой теории или отрицанию другой. Ответ
же зависит от описания основных свойств научного
сообщества. "Вынесение приговора,
которое приводит ученого к отказу от ранее
принятой теории, - пишет Т.Кун,-
всегда основывается на чем-то большем, нежели
сопоставление теории с окружающим нас миром".
Таким образом, историческая критика Куна и Фейерабенда - виднейших представителей американского исторического постпозитивизма направлена в первую очередь против неопозитивистов, а их тезис о несоизмеримости теорий выбивает основание из-под попперовского фальсификационизма.