Французский ученый в области гидро- термо- и электродинамики, философ и историк науки П.Дюэм (1861-1916), занимал позицию, близкую к конвенционализму А.Пуанкаре. Он считал, что физическая теория - это конвенционально принимаемая математическая система, которая обеспечивает только вычисления и предсказания. В общем, такой взгляд на физическую теорию был близок махистскому принципу экономии мышления.
Одной из разновидностей прагматизма можно считать инструментализм. Для инструментализма Д.Дьюи (1859 - 1952) логические понятия, идеи, научные законы и теории - лишь инструменты, орудия, "ключи к ситуации", "планы действия". Он рассматривает истину в чисто функциональном плане, как нечто "обеспечивающее успех в данной ситуации". Исходя из понятия "ситуации" и выделяя в качестве главных ее моментов "организм" (животное, человек, общество) и "среду", инструментализм считает основной проблемой отношение организма к среде, поскольку, с точки зрения инструментализма, свойства среды производны от воздействия организма на среду, организм рассматривается как нечто первичное. Познание, по Дьюи, - орудие, инструмент приспособления человека к противостоящей ему среде. Мерило истинности теории или гипотезы - ее практическая эффективность в ситуации, данной в опыте.
Здесь необходимо отметить интерпретацию инструментализма П.Бриджменом (1882-1961). Ориентируясь на способ, каким А.Эйнштейн определил основные понятия специальной теории относительности, П.Бриджмен утверждал, что значение физических понятий должно определяться совокупностью экспериментальных операций, главным образом операциями измерения. Он считал, что если достигнуто успешное решение проблемной ситуации, то предложенная гипотеза или теория должны считаться истиной, а возникшая новая, теперь уже определенная ситуация, сменившая сомнительную или проблемную, приобретает статус реальности. Следовательно, процесс познания изменяет познаваемый предмет, если и не создает его - важная черта, присущая всему 2-му позитивизму.