Эмпирическим направлением, понятным и популярным среди ученых XIX в., наряду с механицизмом Лапласа, стал позитивизм.
Общей чертой позитивизма (как 1-го, так и более поздних) было стремление решить характерные для философской (метафизической) теории познания проблемы, опираясь на естественнонаучный разум, противопоставляемый метафизике и сближаемый с обыденным разумом.
Согласно родоначальнику позитивизма О. Конту, наука представляет собой систематическое расширение простого здравого смысла на все действительно доступные умозрения, "простое методическое продолжение всеобщей мудрости"
При этом одним из средств исключения метафизических аспектов было утверждение, что цель познания состоит в описании явлений, а не в поиске метафизических сущностей.
Поставленную Юмом проблему Конт обходил, утверждая, что ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, "как" они происходят. Наука, по Конту, познает не сущности, а лишь феномены. "Наш ум отныне отказывается от абсолютных исследований... - провозглашает Конт, - и сосредоточивает свои усилия в области действительного наблюдения.... Всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта, не может представлять никакого реального и понятного смысла... Основной переворот, характеризующий состояние возмужалости нашего ума, по существу, заключается в повсеместной замене недоступного определения причин... простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями... Мы можем действительно знать, - говорил Конт,- только различные взаимные связи... не будучи никогда в состоянии проникнуть в тайну их образования... Наши положительные исследования во всех областях должны по существу ограничиваться систематической оценкой того, что есть, отказываясь открывать первопричину и конечное назначение"
В отличие от механицизма Лапласа, 1-й позитивизм в этом стремлении опирался не на ньютоновскую механику, а на эволюционизм (сливавшийся с историзмом), который в конце XVIII - начале XIX в. стал "умонастроением представителей науки Старого света" , апофеозом которого явилось учение Дарвина. При этом центр интереса представителей 1-го позитивизма находился не в природе, а в обществе, но образцом науки были физика и учение Дарвина. Интерес Конта - глобальная история человеческого общества, в которой "общественное развитие" отождествлялось с прогрессом человеческого разума, а история понималась как закономерно развивающийся процесс. Цель Конта была в построении "социальной физики". "Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений, подчиненных неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем, безусловно, недоступным и бессмысленным искание так называемых причин как первичных, так и конечных... Мы ограничиваемся тем, что точно анализируем условия, в которых явления происходят, и связываем их друг с другом естественными отношениями последовательности и подобия"
Из эволюционизма Конта вытекал линейный принцип классификации наук, в основу которого закладывался принцип возрастающей сложности и убывающей общности, приводивший к иерархически организованной последовательности: математика - астрономия - механика - физика - химия - физиология - социология.