Птолемей - Четверокнижие
3. О том, что также благоприятствует <предсказаниям>
Мы показали вкратце, как становится возможным предсказание астрономическими средствами, отметив, что оно не выходит за рамки происходящего в окружающем и следствий, проистекающих для человека из таких причин, то есть касается способностей и видов деятельности, которыми наделены от рождения душа и тело, приключающихся время от времени болезней, их продолжительности - длительности или быстротечности - и, кроме того, всех внешних обстоятельств, имеющих естественную связь с тем, что нам даровано от природы-собственностью и браком в случае тела, почестями и знаками достоинства в случае души, - и, наконец, всего, что происходит с ними время от времени. Далее мы намереваемся выяснить в общих чертах полезность такого подхода, прежде всего уточнив, в каком смысле и до каких пределов надлежит понимать здесь слово "полезность". Ибо что может в большей мере способствовать благополучию, удовольствию и в общем удовлетворению - тому, что полезно для души, - чем такое предсказание, посредством которого мы обретаем полное представление о человеческом и божественном?
Если же мы обратимся к пользе для тела, то знание этого лучше чего-либо другого позволило бы постичь, что подходит и целесообразно для способностей каждого темперамента. Если же такого рода знание не способствует обретению богатств, славы и других подобных вещей, то то же можно сказать и о философии, ибо она - если говорить о ее собственных силах и средствах - не дает ничего из перечисленного. Но это не дает оснований порицать философию или искусство, о котором идет речь, и закрывать глаза на их сильные стороны.
При общем рассмотрении выясняется, что те, кто сомневается в полезности предсказаний, не учитывают самого главного и только по одной причине, ибо считают, что знать заранее о событиях, которые еще только должны произойти, в любом случае излишне; такое мнение также необоснованно и не свидетельствует о проницательности тех, кто его разделяет. Ибо не следует забывать о том, что даже если какие-то события непременно должны произойти, их неожиданность может вызвать панику и лихорадочное радостное возбуждение, в то время как предвидение успокаивает, приучает душу к мысли об отдаленных событиях, как если бы те последние происходили сейчас, приготовляет ее, и та спокойно и уверенно приемлет все, что ни происходит. Кроме того, не следует думать, будто отдельные события, ниспосылаемые небесами человеческому роду, развертываются так, словно первоначально неизреченным повелением богов они предназначались каждому из людей и должны происходить с необходимостью, исключающей возможность вмешательства какой-либо силы. Правильнее было бы утверждать, что движение небесных тел происходит вечно в соответствии с божественным, неизменным предопределением, в то время как удел земных вещей - естественное и изменчивое развитие, которое, будучи обусловлено причинами свыше, управляется случаем и естественной последовательностью. Кроме того, многое случается с человеческим родом в силу стечения обстоятельств, а не в результате естественного предрасположения людей, например когда они гибнут при пожарах, оспе или катаклизмах, вызывающих чудовищные и неизбежные изменения в окружающем, ибо меньшая причина всегда уступает большей15 и более сильной; другие происшествия согласуются с природным темпераментом человека посредством незначительного и случайного восприятия окружающего. Коль скоро эти различия проведены, становится ясно, что и в общем, и в частном, события, зависящие от первопричины, неодолимой и более могущественной, чем что-либо противодействующее ей, происходят любым способом. Наоборот, событий иного рода при наличии противодействующих сил легко избежать, в то время как те, что не следуют из естественных первопричин, происходят неизбежно, но вследствие невежества, а не по необходимости, проистекающей от всемогущей силы. Нетрудно заметить, что то же самое относится ко всем событиям, какими бы ни были вызывающие их естественные причины. Даже если мы возьмем камни, растения и животных, а также; раны, уродства и болезни, то одни из них по своей природе неизбежны, а другие возникают только из-за невмешательства противодействующего начала. Следовательно, мы можем утверждать, что философы, изучающие природу, предсказывают будущее людей, поскольку заранее знают это обстоятельство, а не берутся за свою задачу под влиянием ложных впечатлений, ибо одни события, в силу многочисленности и глубины порождающих их причин, неизбежны, тогда как других, напротив, можно избежать. Так же и те врачи, которые умеют распознавать недуги, знают заранее, какие из болезней следует признать роковыми, а какие излечимыми. Применительно к событиям можно сказать следующим образом: стоит прислушаться к словам астролога, когда он говорит, например, что такой-то темперамент при таком-то характере окружающего и возрастании или убыли основных пропорций приводит к такому-то недугу. Точно так же мы должны верить врачу, говорящему, что такая-то язва распространится и загноится, или рудокопу, утверждающему, что магнитный железняк притягивает железо, ибо они, если предоставить их самим себе и пренебречь противодействующими силами, неизбежно будут вести себя так, как того требует их природа, но язва не будет увеличиваться и не загноится при профилактическом лечении, а магнитный железняк не будет притягивать железо, если его натереть чесноком16; и эти столь различные меры обладают присущей им силой сопротивления естественно и предопределенно. Поэтому и в других случаях ожидающие людей события, когда они неизвестны или известны, но ничего не предпринято, будут развиваться, как того требует их первичная природа. Но если такие события заранее известны и надлежащие меры приняты, то - опять-таки в соответствии с их природой и предопределением - они либо вообще не произойдут, либо последствия их будут менее губительными. Поскольку речь в принципе идет об одной и той же силе, применяемой к вещам, рассматриваемым то как общие, то как частные, приходится удивляться, почему все верят в действенность предсказания общих материй и в его полезность для соблюдения чьих-то интересов (ибо большинство людей признают, что им заранее известны смены времен года, значения созвездий и фаз Луны, и они со всей предусмотрительностью пытаются обезопасить себя, запасая что-нибудь, дающее прохладу летом, и что-нибудь теплое на зиму, подготавливая тем самым собственную природу к грядущим изменениям; более того, дабы обезопасить себя во все времена года, а также в плаваниях, они наблюдают за неподвижными звездами, а выращивая скот и готовясь к севу - за аспектами Луны в полнолуние, и никто еще не осудил такую практику как недопустимую или бесполезную17. С другой стороны, что касается предсказаний частных материй и материй, зависящих от смеси других качеств (прибавления или убыли, холода или тепла, проявлений того или иного темперамента), то некоторые не верят ни в возможность предвидения, ни в необходимость в большинстве случаев принятия соответствующих предосторожностей. А так как каждому ясно, что, позаботившись о прохладе, мы будем меньше страдать от жары, аналогичные меры могут оказаться действенными и против частных сил, усиливающих данный темперамент до непропорциональной степени. Причина этой ошибки - трудность и недостаточная известность частных предсказаний, что и порождает в большинстве случаев недоверие к ним. Поскольку способность к сопротивлению по большей части не связана с предсказанием, ибо столь идеальное сочетание встречается редко, и поскольку природа всегда проявит себя свойственным ей образом, когда мы имеем дело с первичной природой, сложилось мнение, что все будущие события неизбежны и неотвратимы.
Но думается мне, что если предсказание, которое сбывается не полностью, заслуживает глубочайшего внимания по крайней мере в силу своих возможностей, то это относится и к оправдательной практике: она не выступает как панацея, однако авторитет ее хотя бы в отдельных случаях, сколь бы малочисленны или несущественны они ни были, - следует всячески поддерживать и укреплять, считая ее полезной в обычном смысле.
По-видимому, признавая, что все обстоит именно так, как было сказано выше, египтяне, более всех способствовавшие развитию этой стороны искусства <предсказания>, полностью объединили медицину с астрономическим предсказанием. Им никогда не удалось бы измыслить некоторые способы, позволяющие предупреждать или излечивать общие и частные состояния, наступающие или существующие под воздействием окружающего, если бы они считали, что будущее неподвижно и неизменяемо. Но поскольку это не так, они, прибегая к обычным естественным средствам, поставили способность сопротивляться на второе место после велений рока и связали ее полезную и благодетельную силу с возможностью предсказания посредством того, что они называли своими ятрохимическими системами, дабы с помощью астрономии преуспеть в изучении свойств температур, лежащих в основе недугов, а также событий, долженствующих произойти в будущем под воздействием окружающего, и их особых причин, исходя из того, что без такого знания любые меры помощи большей частью оказываются напрасными, ибо одно и то же не подходит для всех недугов; с другой стороны, с помощью медицины, знания того, что показано или противопоказано в каждом случае, им удавалось - насколько это возможно - принимать меры предосторожности против грозящего недуга и предписывать безотказные снадобья от существующей болезни.
Таковы наши предварительные соображения. Поведем теперь наше повествование на манер введения18 и начнем с характера каждого небесного тела относительно его активной силы, сообразуясь с физическими наблюдениями за светилами, проводимыми древними, и прежде всего относительно сил планет, Солнца, Луны.
4. O силе планет
Установлено, что активная сила существенной природы Солнца есть нагревание и - до некоторой степени - иссушение19. Солнцу это свойственно в большей степени, чем другим небесным телам, вследствие его размеров и характера изменений в зависимости от времен года, ибо чем ближе Солнце к зениту, тем сильнее оно влияет на нас этой силой. Сила Луны заключается в увлажнении, должно быть, потому, что она находится близко от Земли и связанных с таким расположением влажных испарений20. Следовательно, действие ее сводится главным образом к тому, чтобы смягчать тела и вызывать их гниение, но она обладает также - в умеренных пределах - и нагревающей силой из-за света, получаемого ею от Солнца.
Сила Сатурна21 состоит по преимуществу в том, чтобы охлаждать и (в умеренных пределах) иссушать, должно быть, потому, что он более удален, чем все остальные <планеты> и от солнечного тепла, и от влажных испарений с Земли. В случае Сатурна, как и других планет, существуют также силы, возникающие при наблюдении их аспектов с Солнцем или Луной, ибо одни аспекты изменяют состояние окружающего одним образом, другие - другим, то усиливая, то ослабляя его.
Природа Марса сводится в основном к тому, чтобы иссушать и сжигать, в соответствии с его огненным цветом и по причине его близости к Солнцу, ибо сфера Солнца лежит как раз под ним.
Юпитер имеет умеренную действующую силу, так как он движется между Сатурном с его охлаждающим влиянием и Марсом, который воздействует своей сжигающей силой. Юпитер греет и увлажняет, а поскольку его греющая сила больше из-за лежащей под ним сферы <Солнца>, он порождает плодоносные ветры.
Венера обладает такими же силами и такой же умеренной природой, как Юпитер, но действие ее противоположно последнему: она греет умеренно изза близости к Солнцу, главным же образом увлажняет, как Луна, из-за обилия собственного света, а также потому, что принимает испарения от окружающей Землю влажной атмосферы.
Меркурий обычно в равной мере склонен к иссушению и поглощению влаги в определенное время, поскольку никогда не отклоняется по долготе далеко от тепла Солнца, и к увлажнению, поскольку находится сразу над сферой Луны, ближайшей к Земле, причем он быстро перемещается от Луны к Земле, как бы побуждаемый быстротой своего явления в окрестности самого Солнца22.
5. О благотворных и вредоносных планетах
Поскольку все вышеописанное происходит потому, что два из четырех предрасположений - горячее и влажное - плодотворны и активны (ибо от них все в мире сближается и приумножается), а два других - сухое и холодное - разрушительны и пассивны (ибо от них все в мире разделяется и разрушается), древние считали две планеты. Юпитер и Венеру, благотворными из-за их умеренной природы, а также из-за того, что они обильны теплом и влагой, а Сатурн и Марс - оказывающими противоположное действие, первый - из-за его чрезмерного холода, второй - из-за его чрезмерной сухости. Считалось, однако, что Солнце и Меркурий наделены и той, и другой силой, поскольку они имеют общую природу и присовокупляют свое влияние к влияниям других планет, с какой бы из них они ни соединились.
6. О мужских и женских планетах
Поскольку существуют два первичных рода начал - мужское и женское, а из вышеупомянутых сил влажность особенно присуща женскому началу, ибо именно этот элемент в большой степени присутствует у всех женщин, тогда как остальные силы присущи мужскому началу, постольку с полным основанием мы можем считать вслед за древними Луну и Венеру женскими планетами, так как им в большей степени свойственна влажность, Солнце же, Сатурн, Юпитер и Марс - мужскими, а Меркурий - общим для того и другого рода, ибо он в равной мере порождает и сухость, и влажность. Древние утверждают также, что звезды становятся мужскими или женскими в зависимости от аспекта с Солнцем: когда они утренние и предшествуют Солнцу, их надлежит считать мужскими; когда же они вечерние и следуют за Солнцем, их надлежит считать женскими23. То же относится и к положениям звезд относительно горизонта: когда они находятся в положениях от восхода до глубины неба24 или от захода и ниже глубины неба, то становятся мужскими, ибо тогда это восточные звезды, а в двух остальных квадрантах, будучи западными звездами, они становятся женскими.
7. О дневных и ночных планетах
Аналогичным образом, поскольку из двух наиболее заметных промежутков времени день более мужествен из-за присущего ему тепла и активнойсилы, а ночь более женственна из-за влаги и свойственного ей покоя, в согласии с дошедшей до нас традицией Луна и Венера считаются ночными планетами, Солнце и Юпитер - дневными, а Меркурий, как и прежде, общим <для ночных и дневных планет> - дневным, когда он утренняя звезда, и ночным, когда он вечерняя звезда. Древние причислили также к каждому из двух разрядов <планет> две разрушительные звезды, исходя на этот раз не из принципа сходства их природы, а из принципа ее противоположности; ибо если звезды одного и того же рода соединяются со звездами доброго темперамента, их благотворное влияние усиливается; если же не сходные между собой звезды соединяются с разрушительными, то большая часть их вредоносной силы теряется. Поэтому древние приписали холодному Сатурну тепло дня, а сухому Марсу влажность ночи: соединяясь с другими, каждая из планет таким способом уравновешивается и становится истинным представителем своего разряда, дарующего нам умеренность.
8. О силе аспектов с Солнцем
Следует заметить, что в зависимости от своих аспектов с Солнцем Луна и три планеты испытывают приращение или убыль собственных сил. Ибо Луна, прибывая от новолуния до первой четверти, порождает особенно сильную влажность, при переходе от первой четверти к полнолунию - тепло, от полнолуния к последней четверти - сухость и от последней четверти до исчезновения - холод. Планеты в аспектах восхода более способствуют влажности от восхода до первого стояния, теплу - от первого стояния до вечернего восхода, сухости - от вечернего восхода до второго стояния, холоду - от второго стояния до захода: ясно, что, когда планеты связаны друг с другом, они порождают множество изменений в окружающем мире; собственная сила каждой планеты в основном сохраняется, изменяясь по величине под влиянием звезд, входящих в конфигурацию.