Птолемей - Четверокнижие
12. О подробном изучении погоды
После того, как все необходимые сведения приведены, попытаемся подробно изложить саму методу предсказания.
Один из наиболее распространенных способов относительно четвертей состоит, как уже говорилось, в том, чтобы наблюдать новолуния или полнолуния как можно ближе солнцеворотным и равноденственным знакам и располагать углами как бы в момент рождения, поскольку фазы новолуния или полнолуния могут быть изучены на каждой широте. Установив это, надлежит определить правителей точки новолуния или полнолуния и следующих за ними углов способом, объясненным в предыдущих разделах относительно затмений, а затем уже судить об общей ситуации, исходя из особой природы четвертей, определяя при этом степень усиления и ослабления природы правящих планет, их качеств и характер погоды, которую они вызывают.
Второй способ исходит из месяца. При таком способе тоже надлежит исследовать новолуния или полнолуния в нескольких знаках, имея в виду при этом следующее: если новолуние приходится на точку, ближайшую к только что прошедшему солнцеворотному или равноденственному знаку, мы должны использовать новолуния в следующем квадранте, а в случае полнолуния - использовать полнолуния <в следующем квадранте>. Аналогичным образом следует наблюдать углы и правителей обеих точек и особенно ближайшие появления планет, а также их сближения и расхождения, характерные свойства планет и их мест, ветры, поднимаемые самими планетами и теми частями знаков, в которых они оказались, а также установить, с каким ветром в сродстве широта Луны через наклон эклиптики. На основе этого, руководствуясь принципом преобладания, мы можем предсказать погоду и ветры месяцев.
Третий способ состоит в наблюдении еще более тонких признаков ослабления и усиления влияния планет. Он зиждется на наблюдении за последовательностью конфигураций Солнца и Луны, не только в новолуния и полнолуния, но и в фазе половинок Луны, когда предвещаемое изменение обычно начинается за три дня, иногда через три дня, а ход Луны в точности соответствует ходу Солнца. Таким образом, наблюдение основано на аспектах <Луны и Солнца> с планетами, когда они находятся в каждом таком положении или в аналогичных других положениях, например в трине и секстиле. С природой таких аспектов согласуется то, что особое качество изменения постигается в гармонии естественного сродства проходящей планеты и знаков зодиака для окружающего мира и ветров.
Усиление день ото дня этих особых качеств вызывается главным образом появлением - утренним или вечерним - более ярких неподвижных звезд при восходах или закатах относительно Солнца. Обычно они видоизменяют те или иные условия в соответствии со своей природой или в случаях, когда светила проходят через один из углов.
На упомянутые положения звезд погода отзывается ежечасным усилением или ослаблением своего характера, подобно тому как приливы и отливы отзываются на фазы Луны, изменения же воздушных потоков в направлении ветров, к которым склонна широта Луны, особенно легко вызываются при таком появлении светил в углах. Однако в каждом случае заключения следует делать, исходя из принципа, согласно которому преимущество всегда остается за началом общим и первичным, коему уступает вторичное относительно него начало частных событий, и сила влияния наиболее стабильна и мощна, когда звезды-правители общих начал находятся в определенных конфигурациях с частными началами.
13. О значении атмосферных осадков
Наблюдение знаков, видимых вокруг Солнца, Луны и планет, также полезно для предсказания частных событий. Итак, необходимо наблюдать Солнце на восходе, дабы определить погоду на день, на закате - дабы определить погоду на ночь, и аспекты Солнца с Луной - дабы определить состояние погоды на более продолжительный срок, в предположении, что каждый аспект, вообще говоря, предсказывает состояние <погоды> вплоть до следующего аспекта. Когда Солнце восходит или садится ясное, незатемненное, спокойное и не скрытое облаками, оно предвещает хорошую погоду; если же диск его испещрен пятнами или имеет красноватый оттенок или красные лучи, направленные либо от себя, либо на себя, или если налицо так называемые паргелиевые облака с одной стороны, либо оно скрыто желтоватыми облаками и от него как бы расходятся длинные лучи, то это указывает на сильные ветры, причем эти ветры дуют со стороны тех углов, на которые указывают упомянутые выше знаки. Если Солнце на восходе или закате имеет черный либо багровый цвет и окружено облаками или с одной стороны у него гало, либо с двух сторон паргелиевые облака и от него расходятся темные или тусклые лучи, то такое Солнце предвещает бурю и дождь.
Следует наблюдать за Луной в течение трех дней до или трех дней после новолуния, полнолуния и ее четвертей. Когда Луна появляется тонкой и ясной и вокруг нее ничего нет, это предвещает хорошую погоду. Если же Луна тонкая и красная, причем весь диск неосвещенной части виден и несколько взбаламучен, то это предвещает ветры в том направлении, в каком она наклонена. Если Луна темная, бледная или толстая, то это предвещает бури и дожди.
Следует наблюдать также гало вокруг Луны. Если имеется одно гало, светлое и постепенно сходящее на нет, то это предвещает ясную погоду; если же видны два или три гало - то бури: если гало желтоватые или как бы разломаны на части - то бури с сильными ветрами; если гало толстые и туманные - то снежные бури, если бледные, тусклые и не сплошные - то бури с ветром и снегом, и чем их больше, тем сильнее буря. Гало, которые собираются вокруг светил (и планет, и ярких неподвижных звезд), предвещают характер погоды соответственно своему цвету и природе светил, которые они окружают.
Что касается предсказаний по неподвижным звездам, расположенным в определенном порядке и количестве поблизости друг от друга, то наблюдать надлежит их цвет и величину. Если они кажутся ярче и больше, чем обычно, то в какой бы части неба они ни находились, <такие светила> предвещают ветры, дующие из их собственной области. Что же касается скоплений звезд в собственном смысле, как в Яслях и тому подобных скоплениях, то, если в ясном небе они неясно и тускло мерцают и кажутся как бы невидимыми или утолщенными, это предвещает ливни; если же они ясны и постоянно мигают, - быть сильным ветрам. Если в созвездии Осла северная из звезд, что по обе стороны от Яслей, становится невидимой, это предвещает северный ветер, если же невидима южная - то южный.
Из случайных явлений в верхних слоях атмосферы кометы, вообще говоря, предвещают засухи или ветры, и, чем больше частей в их головах можно различить и чем они крупнее, тем сильнее ветры.
Если падающие звезды исходят из одного угла, они предвещают ветры, дующие из этого направления; если из противоположных углов - то смешанные ветры; если же со всех четырех углов - то всевозможные бури с громом, молниями и т.п. Аналогично облака, напоминающие по виду кипы шерсти, иногда предвещают бури. Появляющиеся время от времени радуги предвещают грозы после ясной погоды и ясную погоду после гроз. Подытоживая все сказанное, можно заключить: видимые явления с присущей им окраской в атмосфере предвещают то, что свойственно им по собственной природе.
Будем же считать, что на этом мы завершили обзор того, как надлежит исследовать общие вопросы как в их универсальных аспектах, так и в деталях. В дальнейшем мы надлежащим образом используем изложенную методу к предсказанию, следующему генетлиалогической форме.
Перевод Ю. А. Данилова.
ПРИМЕЧАНИЯ: (Перевод и примечания Ю. А. Данилова)
1 С обращения к Сирусу начинается и "Альмагест" Птолемея: "Истинные философы, Сирус, были, я полагаю, совершенно правы, отличая теоретическую часть философии от ее практической части". Некоторые авторы склонны считать, что Сирус - лицо историческое. Однако автор современного английского перевода Тумер, ссылаясь на то, что обращение к конкретному лицу было обычным для древних авторов, не исключает, что Сирус может быть вымышленным персонажем. Обращение Птолемея к Сирусу дало некоторым переписчикам основание назвать "Тетрабиблос" ("Четверокнижие") "Искусством предсказаний для Сируса".
2 То есть собственно астрономия.
3 Аспект - взаимное расположение светил, разность их долгот. В астрологии используются следующие аспекты, обозначаемые специальными знаками или буквами: соединение, или конъюнкция (разность долгот 0°, или нулевая доля круга), семисекстиль (разность долгот 30°, или 1/8 круга), секстиль (разность долгот 60°, или 1/6 круга), квинтиль (разность долгот 72°, или 1/5 круга), квартиль (разность долгот 90°, или 1/4 круга), тригон, или трин (разность долгот 135°, или 3/8 круга), биквинтиль (разность долгот 144°, или 2/5 круга) и оппозиция, или противостояние (разность долгот 180°, или 1/2круга).
4 Имеется в виду "Альмагест".
5 Здесь Птолемей, следуя Аристотелю, противопоставляет бренность и непредсказуемую изменчивость материальных объектов подлунного мира четырех элементов неизменности и совершенству небесных тел, обращающихся по круговым орбитам в надлунном мире квинтэссенции. Идею о единстве законов физического мира высказывали многие мыслители, но окончательно аристотелевские представления о делении мира на подлунный и надлунный были поколеблены Тихо Браге, наблюдавшим в 1572 г. вспышку Сверхновой в надлунном мире, где ничто не должно рождаться или умирать, но все должно оставаться вечно и неизменно.
6 Имеется в виду резкая критика астрологии со стороны Новой Академии (ок. 150 до н.э. - 529 н.э.). Свои аргументы в защиту астрологии Птолемей, как показал Ф. Болль, заимствует главным образом у стоика Посидония.
7 Эфир считался одним из элементов (пятая субстанция) после четырех традиционных элементов: земли, воды, воздуха и огня.
8 Под звездами Птолемей понимает здесь главным образом планеты, а не неподвижные звезды.
9 Этот фрагмент перекликается со следующим отрывком из сочинения Цицерона "О предсказании": "Многие врачи, многие управители, землепашцы многое предчувствуют".
10 Дж. Кардано приводит ряд тому примеров, ссылаясь среди прочего на геомантов, строящих сложнейшие предсказания лишь на том, что человек родился в определенный день недели или месяца, и на тех арифмологов, кто предсказывает будущее, подсчитывая численные эквиваленты букв, образующих имя человека.
11 Здесь явная параллель со следующим отрывком из "Государства" Платона: "Когда, таким образом, от философии отпадают те люди, которым всего больше надлежит ею заниматься, она остается одинокой и незавершенной, а сами они ведут жизнь и не подобающую, и не истинную. К философии, раз она осиротела и лишилась тех, кто ей сродни, приступают уже другие лица, вовсе ее не достойные. Они позорят ее и навлекают на нее упрек в том, за что как раз и порицают ее... ее хулители, говоря, будто с ней имеют дело люди либо ничего не стоящие, либо же в большинстве своем заслуживающие всего самого худшего" (Платон. Соч.: В 3т. Т. 3, ч. 1. М., 1971. С. 299).
12 Древние авторы считали, что наблюдения халдеев охватывали период от 470 000 до 720 000 лет.
13 Ср. утверждение, содержащееся в сочинении "О человеческой природе" Немезиуса: "Стоики говорят, что планеты, возвращаясь в ту же точку долготы и широты, которую каждая из них занимала при возникновении мира, через определенные промежутки времени вызывают расцвет или гибель вещей, и весь мир снова возвращается в то же состояние, звезды снова движутся по тем же путям, и все воспроизводится в точности таким, каким оно было прежде. Сократ и Платон, по утверждению стоиков, появятся снова, равно как и каждый человек в отдельности с теми же друзьями и соотечественниками, и с ними будет происходить то же самое, и судьбы их будут прежними, и заниматься они будут тем же".
14 Вопросам так называемой астрологической этнологии посвящены первые три раздела кн. II "Тетрабиблоса", а в разд. 10 кн. IV Птолемей указывает, что такие общие соображения, как национальность и возраст лица, имеют превалирующее значение по сравнению с более частными деталями.
15 "Частное всегда подпадает под общее" (введение, кн. II "Тетрабиблоса"). Птолемей тщательно проводит различие между общей астрологией и частной, или генетлиалогической, астрологией. Общая астрология занимается изучением всего, что оказывает влияние на все человечество или на целые страны и расы. Ей посвящены кн. I и II "Тетрабиблоса". Генетлиалогическая астрология занимается изучением условий, влияющих на отдельных лиц. Ей посвящены кн. 111и IV "Тетрабиблоса".
16 Распространенное поверье.
17 В "Трудах и днях" Гесиода приведены многочисленные примеры предсказаний землепашцев на основании наблюдений за отдельными звездами и такими созвездиями и скоплениями, как Плеяды, Орион, Гиады, а также Сириусом, Арктуром и затмениями, предсказаний мореплавателей и указаны благоприятные дни месяца.
18 "Введение", или элементарные трактаты, систематически излагающие предмет, - литературный жанр, распространенный в древности.
19 Здесь и далее Птолемей использует четыре аристотелевских элемента: горячее, холодное, влажное и сухое.
20 Учение, согласно которому поднимающиеся с Земли влажные испарения питают небесные тела, восходит к Фалесу.
21 Птолемей обычно пишет "[звезда] Сатурн", "[звезда] Юпитер" и т. д. и реже просто "Сатурн", "Юпитер" и т. п., то есть предпочитает не отождествлять планету с тем божеством, имя которого она носит. С другой стороны, он почти не использует архаичные названия типа "Светоносный" ("Фосфорос") и т. д.
22 Планеты в системе Птолемея считались расположенными в следующем порядке: Земля в центре, ближайшая к ней Луна, а затем на сферах все большего и большего радиусов (более "высоких") - Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. Названия "верхние" и "нижние" применяются и сейчас к тем же самым планетам (нижние - Меркурий и Венера), но в системе Птолемея "верх" и "низ" рассматривались по отношению к Солнцу ("выше" и "ниже" него), а теперь - по отношению к Земле (ближе к Солнцу - "ниже" Земли).
23 Под утренними Птолемей понимал такие звезды (то есть планеты), которые видны над восточным горизонтом перед восходом Солнца, под вечерними - те, которые видны над западным горизонтом после захода Солнца.
24 Глубина неба - начало четвертого дома (о домах планет см. кн. I, пункт 17).
25 Знак Овна, совпадавший 2000 лет назад с созвездием Овна, сейчас вследствие прецессии оказался в созвездии Рыб.