Философско-методологическая манифестация
научной революции

Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. М., 1987. С. 57.

Титульный лист книги
Ф. Бэкона "Новый органон"

Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. М., 1987. С. 56.

Ф. Бэкон

Только спустя несколько веков, оказалось возможным выделить какие-либо  тенденции в XVII в. "Внутри" же него, процессы были мало связаны друг с другом. Мощное эмпирическое движение в естествознании зародилось само по себе - оно отвечало какой-то внутренней потребности познания; философско - методологическое осознание этого "внутреннего движения" развивалось также само собой, и то, что сегодня мы видим их тождественность -  весомый аргумент в обосновании научности как таковой.

Первыми "концептуалистами" Нового времени принято считать Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626) и Рене Декарта (1596 - 1650).

Бэкону принадлежит провозглашение главенства метода индукции, примата эмпиризма на пути практической и экспериментальной науки, призванной реализовать лозунг "Знание - сила".

Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. М., 1987. С. 215.

Р. Декарт

Декарт несравненно более глубокий мыслитель - основатель философии Нового времени. В отличие от Бэкона, Декарт ищет обоснование знания не столько в сфере его практической реализации, сколько в сфере самого знания. Поэтому в центре методологических размышлений ("сомнений") Декарта - мысль и сам Человек. Природа Декарта - вечнодвижущееся чисто материальное образование, основными ее законами являются принципы сохранения количества движения, инерции и первоначальности прямолинейного движения. На основе этих принципов и методологически контролируемого построения механических моделей разрешимы все познавательные задачи, обращенные к Природе.

   Декарт провозгласил примат математического описания мира, но дал лишь его качественную картину (хотя сегодня прямоугольные координаты мы называем декартовыми,а  у Декарта они были косоугольными и произвольными). Отличительной чертой Декарта-естественника была синкретичность его механики (и оптики) с философией, поэтому все три положения его механики  важны для понимания последующей философии естествознания.

    Р. Декарт явился типичным представителем ятрофизики - направления в естествознании, рассматривавшее живую природу с позиций физики. Дальнейшее развитие это направление получило в работах итальянского анатома Джованни Борелли (1608-1679) - основоположника ятромеханики, которое в последствии выросло в биомеханику.

     С позиций ятрофизики и ятромеханики живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить при помощи математики и механики. (Подобно ятрофизике широкое развитие получила и ятрохимия - направление,  представляющее все процессы, совершающиеся в организме - химическими.)