Титульный
лист книги |
Ф. Бэкон |
Только спустя несколько веков, оказалось возможным выделить какие-либо тенденции в XVII в. "Внутри" же него, процессы были мало связаны друг с другом. Мощное эмпирическое движение в естествознании зародилось само по себе - оно отвечало какой-то внутренней потребности познания; философско - методологическое осознание этого "внутреннего движения" развивалось также само собой, и то, что сегодня мы видим их тождественность - весомый аргумент в обосновании научности как таковой.
Первыми "концептуалистами" Нового времени принято считать Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626) и Рене Декарта (1596 - 1650).
Бэкону принадлежит провозглашение главенства метода индукции, примата эмпиризма на пути практической и экспериментальной науки, призванной реализовать лозунг "Знание - сила".
Р. Декарт |
Декарт несравненно более глубокий мыслитель - основатель философии Нового времени. В отличие от Бэкона, Декарт ищет обоснование знания не столько в сфере его практической реализации, сколько в сфере самого знания. Поэтому в центре методологических размышлений ("сомнений") Декарта - мысль и сам Человек. Природа Декарта - вечнодвижущееся чисто материальное образование, основными ее законами являются принципы сохранения количества движения, инерции и первоначальности прямолинейного движения. На основе этих принципов и методологически контролируемого построения механических моделей разрешимы все познавательные задачи, обращенные к Природе.
Декарт провозгласил примат математического описания мира, но дал лишь его качественную картину (хотя сегодня прямоугольные координаты мы называем декартовыми,а у Декарта они были косоугольными и произвольными). Отличительной чертой Декарта-естественника была синкретичность его механики (и оптики) с философией, поэтому все три положения его механики важны для понимания последующей философии естествознания.
Р. Декарт явился типичным представителем ятрофизики - направления в естествознании, рассматривавшее живую природу с позиций физики. Дальнейшее развитие это направление получило в работах итальянского анатома Джованни Борелли (1608-1679) - основоположника ятромеханики, которое в последствии выросло в биомеханику.
С позиций ятрофизики и ятромеханики живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить при помощи математики и механики. (Подобно ятрофизике широкое развитие получила и ятрохимия - направление, представляющее все процессы, совершающиеся в организме - химическими.)