Античная техника

Для понимания античной техники недостаточно знания ее конструкции, особенностей производства и использования (хотя уверенности в том, что мы этими знаниями обладаем нет).

Техника (греч. - технэ) - это, прежде всего, искусство, уловка, хитрость; искусство нахождения вещной (материальной) формы некоего образа, момент нахождения искомого ("эврика!") - творческий акт "профессионала". Что может скрываться за "образом"? - Видение собственно техники (в современном понимании, своего рода чертеж, общий вид...) или функции, которую она реализует (своего рода, контекст, одно из современных пониманий технологии)? Естественно, окончательного ответа нет, но постоянное наличие вопроса формирует подходы к пониманию античной техники.

G. Donats "The Acropolis and Its Museum", Athens, 1993

Реконструкция западной стороны Парфенона (по А.Орландосу) 

G. Donats "The Acropolis and Its Museum", Athens, 1993

Современный вид западной стороны Парфенона

Такие отдельные сооружения античности, как Колосс Родосский, Александрийский маяк, водовод на острове Самос и многие другие, с точки зрения современного инженерного подхода, не могут быть результатом "метода проб и ошибок", надо как минимум владеть тем, что мы называем сопротивлением материалов, теорией прочности и т.д.

Непревзойденной остается греческая архитектура. Величайшим в мире созданием строительного искусства Геродот считал храм Геры на острове Самос, воздвигнутый в период правления тирана Поликрата. Археологические раскопки нашего времени показали, что этот храм был построен на основе строгих математических пропорций.

   В античности  можно обнаружить большое количество технических устройств, которые трудно объяснить, как они могли быть построены и каким уровнем знания должны были обладать создатели.