В качестве примера мифологического мироощущения, определявшего практически всю жизнь античного грека, можно привести реконструкцию "учебного процесса" Платона.
Занятия в школе (роспись чаши Дуриса) |
Четыре дисциплины, названные впоследствии Боэцием квадриум, были основой обучения лучших и свободных людей.
Арифметика (число само по себе)
Геометрия (число на плоскости)
Музыка (число в звуке)
Астрономия (число в Космосе, в проявленном мире вещей)
Система математического знания была иерархически строго организована. Арифметика - высшее; астрономия - низшее. Путь изучения: от наблюдения за миром астрономии - к постижению творящего числа (и никак не наоборот).
Занятия в школе. Письмо на восковой табличке |
Для Платона была невозможна математическая физика. Проявленный мир - это символ (манифестация) числа, это явления, а смысл - в постижении сущности, гармонии.
Ценностная ориентация обучения, его ритуал и символика позволяют расценить этот процесс как "богослужение". Математика, число - сакральны; их постижение - путь к Богу, путь спасения., правда, своеобразным методом - методом вычисления. Свое истинное место в божественном Космосе можно вычислить, разумеется, не так как считают и вычисляют торговцы. Для сравнения приведем другой подход - "Арифметика" Диофанта: никакой мистики, чистая рациональность; но это уже закат античности и ее самой известной научной школы - александрийской. Знак - буква - алфавит - слово - фраза: - "строительные", фундаментальные элементы научного знания.